Как защититься от «цифровой амнезии»?

«Лаборатория Касперского» провела в июне исследование феномена «цифровой амнезии». Вот как он описан в пресс-релизе этой компании: «Эффект зависимости пользователей от Глобальной сети, получивший название «цифровой амнезии», отражает нарастающий темп жизни: 78% опрошенных россиян отметили, что ответ им нужен здесь и сейчас. Именно поэтому 53% пользователей первым делом обращаются к Интернету, чтобы найти нужную информацию, и только четыре человека из десяти пытаются сначала самостоятельно вспомнить ответ на актуальный вопрос. Более того, как только данные будут найдены, отнюдь не все (около 40%) постараются их запомнить, а каждый пятый человек воспользуется полученной информацией и сразу её забудет». Другими словами, люди привыкли больше доверять информации, хранящейся в Интернете или на мобильных устройствах, чем собственной памяти.

В процессе исследования «Лаборатория» проверяла, запоминают ли люди номера телефонов и общие сведения. Оказалось, что номер домашнего телефона, который был у них в 15 лет, помнят далеко не все россияне – 87%, номера телефонов партнёров или супругов – 81%, а родителей – 76%. При этом женщины запоминают телефоны чаще, чем мужчины, – исключения составляют только номера аварийных служб. Кроме того, молодые люди (до 24 лет) лучше помнят телефоны родителей и друзей, россияне среднего возраста (до 44 лет) – номера супругов/партнёров и детей, а после 55 лет более востребованными становятся номера братьев и сестёр, рабочих телефонов и аварийных служб.

Весной компания уже проводила аналогичное исследование для Евросоюза, что позволило определить российскую специфику «цифровой амнезии». В частности, обнаружилось, что по всем позициям россияне помнят телефоны несколько лучше европейцев. Наиболее сильно различаются результаты, связанные с номерами аварийных служб: их могут вспомнить только 6% европейцев, но 65% россиян. Возможно, это связано с тем, что в Евросоюзе действует единый номер аварийной службы (112), а в России на такую систему перейти не удалось, и приходится запоминать номера служб по-отдельности.

Кроме того, «Лаборатория Касперского» выясняла, где именно люди предпочитают искать информацию. Вполне предсказуемо этим «местом» оказался Интернет: 91% россиян и 80% европейцев считают, что Сеть является дополнительным отсеком памяти. При этом более половины россиян (53%) начинают поиск с Интернета и только в 6% случаев обращаются к помощи друга. Женщины доверяют Интернету больше, чем мужчины, – соответственно, 59% против 46%. Старшее поколение также больше склонно доверять информации в Сети, чем друзьям и своей памяти. Именно на доверчивых женщин и пожилых людей зачастую и рассчитывают Интернет-мошенники.

Сейчас людям уже не нужно запоминать информацию: всё необходимое они могут записывать на своих устройствах. Как отмечает Альберт Алиев, исполнительный директор компании Fun-box, «наличие под рукой Интернета не дает нашему мозгу трудиться. Мы перестали прилагать усилия к запоминанию информацию. Я помню, как в детстве ехал с родителями на машине, и они начали спорить о Шостаковиче и его «Ленинградской симфонии». Вернувшись домой, мы взяли с полки энциклопедический словарь и выяснили, что кто был прав. Раньше знания имели ценность, и вырабатывался специальный навык запоминания. А сейчас мы, как цивилизация, такой навык теряем, что немного пугает. Наверное, какие-нибудь писатели разовьют данную тему в жанре научной фантастики и попробуют спрогнозировать, чем это может грозить обществу. Но на бизнес «цифровая амнезия» не влияет – лично мой бизнес заканчивается, когда заканчивается Интернет».

К сожалению, «Лаборатория» пока не изучала влияние «цифровой амнезии» на корпоративных пользователей: в какой мере они доверяют хранение данных корпоративной системе и принимают решения, руководствуясь информацией из баз данных предприятия. Тем не менее эффект «цифровой амнезии» характерен и для них.
В частности, Полина Федосьина, PR-менеджер «СимбирСофт», рассказывает: «В нашей компании были примеры и вреда, и пользы от «цифровой амнезии». Число ее сотрудников приближается к 200, поэтому многие процессы автоматизированы. Один из сервисов связан с внутренней социальной сетью и позволяет отслеживать дни рождения сотрудников. В сети появляются соответствующие уведомления, после чего офис-менеджер готовит поздравления и выкладывает в соцсеть. Однако оказалось, что программа отображает дни рождения сотрудников, родившихся в високосный год, на день раньше, из-за чего уже несколько раз возникали казусы. Бывало, что люди даже немного обижались. 

Однако можно вспомнить о работе и другой внутрикорпоративной системы, которая автоматизирует процессы HR-службы и объединяет многие аспекты корпоративного обучения. HR-специалист не отвлекается на лишнюю информацию, а, наоборот, сфокусирован на основной деятельности. Система напоминает ему про интервью с претендентами на должность, о том, что нужно заполнить отзыв о кандидате и т.д. А сотрудникам, посещающим внутренние курсы, система отправляет уведомления об очередных занятиях, напоминает о необходимости сделать домашнее задание и т.п. Получаются сплошные плюсы: сотрудник доверяет системе хранение таких сведений и не отвлекается от работы».

Правда, это означает, что сотрудники становятся заложниками автоматизированной системы. Если злоумышленнику удастся изменить данные в корпоративном приложении, работники предприятия будут исполнять фиктивные указания.

Об опасности «цифровой амнезии» для компаний предупреждает Андрей Черногоров, действующий секретарь комиссии Госдумы по стратегическим информационным системам, член Королевского института закупок и поставок и генеральный директор ГК Cognitive Technologies. Он говорит: «Делегируя мобильному устройству запоминание массива бытовой информации (компьютерных паролей, кодов домофонов, сведений о банковских картах, встречах, днях рождения и пр.), современный человек, чтобы не дегенерировать, должен как-то задействовать ту часть мозга, которую он разгрузил при помощи планировщиков задач, блокнотов и Google-календарей. В противном случае мозг (такая же мышца, которую нужно постоянно держать в тонусе) начинает лениться, и вслед за памятью резко снижаются все когнитивные способности.

По результатам исследования, проведённого в июне НАИРИТ, выяснилось следующее. Высокотехнологичные частные компании России, которые в рамках внутрикорпоративного обучения постоянно давали сотрудникам задания на мелкую моторику (проводили уроки живописи, моделирование, упражнения на развитие когнитивных навыков типа Lumosity и т.д.), наблюдали продолжительный рост их показателей эффективности. Уровень выполнения KPI производственных отделов увеличился в среднем на 38%, время работы с клиентами в отделе продаж снизилось на 15%, а время адаптации новых сотрудников – почти на 65% (ответственные за их ввод в команду менеджеры моментально по памяти воспроизводили все необходимые должностные инструкции, скрипты и пр.).

В Cognitive Technologies значительную часть коллектива составляют программисты и другие сотрудники, активно использующие различные гаджеты. Вот почему мы в обязательном порядке проводим для них мастер-классы по абстрактному искусству. Это снимает их с цифровой иглы, стимулирует работу ранее незадействованных участков мозга, развивает память и способность принимать решения».

Тэги: 
Поделиться:
 
 
Комментарии в Facebook
 

Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.