Если вам есть, что сказать сообществу профессионалов ИБ и ИТ – заведите здесь свой блог

ИБ в вузе не живет? (часть 1)

Аватар пользователя dm_fedorov
Автор: Федоров Дмитрий, СПбГЭУ
(0)
()
Опубликовано в:

"Если строить планы только на год, то вы сможете лишь взрастить злаки; по планам на десять лет — можно вырастить дерево; но если строить планы на всю жизнь, следует воспитать человека."

(Гуань Чжун, китайский мыслитель и политик)

Периодически в блогах, на форумах и различных конференциях поднимается вопрос о (не)качестве российского (высшего) образования в области ИБ.

Складывается впечатление, что современное ИБ образование - безуспешная попытка скрестить ИТ и ЗИ (удава с носорогом). В итоге получается нечто среднее... 

Но интересна не столько критика, сколько возможные пути выхода из сложившегося системного кризиса высшего образования и, в частности ИБ образования. Об этом и пойдет речь в данном блоге. 

К примеру, Алексей Лукацкий предлагает "прообраз ФГОС в части спецпредметов", перечисляет альтернативные (дополнительные) дисциплины и их возможные "двигатели" в лице различных структур. Возникает масса вопросов о том, где реально взять экспертов в этой области, готовых читать предлагаемые(!) дисицплины... или хотя бы учебное пособие выпустить (потратить на это время). На каких условиях эксперты по ИБ готовы идти работать в вузы со студентами старших курсов (отнимая время от основной работы)? Не вижу смысла выдумывать и вводить новые дисциплины, если даже не все дисциплины УМО обеспечены (современными) учебниками...  

Илья Медведовский предлагает другую стратегию подготовки студентов, утверждая, что задача хорошего технического вуза - "дать базовые технические знания, привить студенту системный подход и приучить его самостоятельно мыслить и исследовать интересную ему тему. Не более того. Остальное уже зависит от студента и его будущей профессии — от той предметной области, в которой он станет специализироваться, начиная примерно с третьего-четвертого курса. И, как показывает опыт, наилучшим образом подобная специализация студента проходит именно в компании, на практике. Она в принципе невозможна в вузе — там решаются иные задачи. И здесь мы повсеместно видим типовую проблему — компании не намерены заниматься студентами. Они хотят сразу же получить с рынка готового специалиста, а не учить годами практиканта, поэтому вкладываются в «короткую», а не в «долгую» позицию". К сожалению, пока не так много компаний, готовых брать студентов без опыта "на вырост". 

Практические знания и лабораторные работы... в недавнем выпуске Noise Security Bit #6 много внимания уделялось участию студентов в практических конференциях по ИБ (Defcon-группах) и CTF-соревнованиях всех уровней. К этому сложно что-либо добавить, необходимо это всеми силами поддерживать.   

Оцените материал:
Total votes: 209
 
Комментарии в Facebook
 

Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.