Опыт полутора десятков онлайн-курсов за время самоизоялции

Аватар пользователя alukatsk
Автор: Лукацкий Алексей,
(0)
()
Так сложилось, что я не очень люблю отечественные учебные центры; не важно, в какой области они преподносят свои курсы - в ИБ ли или в чем-то ином. Пройдя немалое количество курсов западных (я тут посмотрел в нашей корпоративной LMS, в которую либо автоматом, либо вручную заносятся все мои курсы, и там их число давно перевалило за сотню), я понял, что ТАМ умеют делать из обучения реальный бизнес. Возможно, там просто больше специалистов, но там как-то умеют делать и качественный контент (и над ними не довлеет необходимость согласовывать свои программы обучения с регуляторами), и преподносить его по-разному и все равно интересно. А вот у нас что-то не то все время (я и за собой замечаю, что мои курсы достаточно однобоки и местами скучны, что, на мой взгляд, скорее связано с желанием втиснуть в 8 часов слишком много контента, не давая возможность поделать слушателям какие-то задания).

3,5 месяца самоизоляции (а мы глобально продолжаем на ней находиться до конца осени) позволили высвободившееся от очных мероприятий и командировок время уделить самообразованию, которое в 100% случаев проходило дистанционно. И это были совершенно разноплановые курсы - от продуктовых по Cisco до трехдневного курса по проектированию и планированию SOCов, от создания дашбордов до организации собственной онлайн-школы, от создания бизнеса с нуля (две недели со стартаперами) до сетевого threat hunting'а. На что-то я пошел для систематизации собственных знаний и навыков, что-то было обязательным на работе, а что-то было просто интересно изучить с точки зрения расширения кругозора. Заодно я прослушал записи ряда конференций по ИБ - от RSA Conference 2020 или Cisco Live US 2020 до "Кода ИБ. Профи" или конференции по ИБ O'Reily. И что я могу сказать по итогам такого образовательного дистанционного интенсива?..


Во-первых, дистанционное обучение - это челендж. Большой челендж. Без самоконтроля и постоянного пинания себя, вы постоянно будете отвлекаться от материала. И если обучение проходит в реальном времени, то нагнать потом будет сложно. Мне поэтому непросто дался трехдневный курс по SOC, на котором меня спасало только то, что многие вопросы были мне знакомы по проектам, в которых я участвовал или участвую, и я мог ненадолго отвлекаться.

Дима Мананнико как-то в Фейсбуке написал впечатления от преподавания онлайн на программе MBA в РАНХиГС. Мол удаленно, во-первых, сложно читать несколько часов подряд, а, во-вторых, вы не видите глаз слушателей и не понимаете их реакцию на вашу лекцию. Могу сказать как слушатель - это тоже непростая роль, так в онлайн вы не всегда можете достучаться до лектора; особенно, если речь идет о записи курса. Вы один на один с контентом и если вы его не понимаете или если платформа не приспособлена для преподавания, то это будет ад. Представьте, что курс проходит на платформе для организации вебинаров и вместе с вами на курсе еще несколько сотен человек (у меня такое было). Да, там есть чат и есть помощники лектора, но они не способны отработать весь тот поток сознания, который идет в чате непрерывно от сотен человек с разным уровнем знаний и навыков в изучаемой теме. В итоге вы не получаете очень многого, что можно получить при очном обучении.

В-третьих, у вас отсутствует социализация. Помню, когда я учился на курсах SANS по безопасности промышленных систем, около трети полезного я получил не на курсе от инструктора, а в кулуарах, общаясь с коллегами за обедом или вечером в баре (а обучение проходило в Амстердаме, в гостинице, где и проживало большинство слушателей). В онлайне у вас нет кулуаров и нет возможности обмениваться мнением за бокалом коньяка с коллегами. И это тоже большая потеря. На паре мероприятий, где мне довелось участвовать за время самоизоляции, организаторы с помощью курьеров доставляли участником еду и выпивку, но все-таки это не совсем то - общения-то все равно нет.

В-четвертых, на западных очных курсах обычно даются задания, которые вы выполняете во время многодневного курса. Например, на курсах SANS по обнаружению атак, SOCам, безопасности промышленных систем, Threat Hunting или реагированию на инциденты, в которых я участвовал у вас в день обычно проводится по 5-6 лабораторных работ, что приводит к 20-25 лабам за 4 дня, после чего пятый день целиком выделяется на практику. У нас такое мало где делается, а в онлайн это сделать вообще проблематично; как с точки зрения организаторов, так и с точки зрения слушателей. Особенно последним сложно - они же могут забить болт на "домашку" и ничего не делать. И проверить их сложно (хотя можно). В итоге обучение получается неполным. На очном обучении вы не можете откровенно манкировать заданиями, которые вокруг вас все делают.

А еще забавный момент - стоимость онлайн-обучения почему-то российские учебные центры не сокращают - она остается такой же, что и очное обучение. И это несмотря на существенное отличие этих двух форматов, которые надо готовить по-разному. У нас же обычно инструктор просто читает перед камерой с параллельным показом презентации и это считается дистанционным обучением. А все потому, что используемая платформа не позволяет организовать именно обучение, а не вебинар.

По итогам прохождения множества онлайн-курсов у меня составился некоторый список вопросов, который я задаю себе (и тем, кто предлагает мне дистанционное обучение), прежде чем принять решение:
  1. Чем отличается дистанционное обучение от очного?
  2. Будут ли домашние задания, включая стоп-задания (без которых нельзя пройти дальше)? На одном из курсов только стоп-задания заставили меня дойти до финала - курс был достаточно неудачно организованным, но я хотел его завершить и только стоп-задания стимулировали меня это сделать.
  3. Какая платформа используется для обучения (специализированная или обычная, вебинарная)? Например, некоторые учебные центры используют Webex Meetings, который, в отличие от Webex Trainings, не очень подходит именно для обучения, при котором происходит активное взаимодействие со слушателями. А вот Webinar.ru, Youtube или Facebook, который также нередко используют для прохождения курсов, для этого совсем не предназначены.
  4. Могу ли я общаться с другими участниками и как? В одном из курсов это происходило только в чате и только во время присутствия лектора, а в другом - организаторы создали специальные группы в Фейсбуке и Телеграме для постоянного общения.
  5. Могу ли я задавать вопросы инструктору, в том числе и в частном порядке? Как это делается - в чате или голосом (писать длинные вопросы любят далеко не все)?
  6. Будут ли мне доступны учебник и сопутствующие материалы (например, SANS заранее присылает вам коробку с учебниками и флешку с виртуалками для лабораторных работ)?
  7. Как контролируется прогресс в обучении? Где-то это могут быть стоп-задания, а где-то специальная метрика, отражающая кумулятивный параметр оценки прохождения курса и выполненных домашек. 
  8. В течение какого времени я буду иметь доступ к материалам онлайн-курса? У SANS, например, это обычно 6 месяцев. У курса по созданию бизнеса с нуля авторы предоставили пожизненный доступ к материалам. У всех все по-разному.
  9. Если вам это важно, то уточните, сколько CPE вы получите от прохождения того или иного курса. Знаю, что многие сертифицированные специалисты иногда только ради CPE и ходят на конференции и обучение :-)
Вот такой, достаточно нестандартный для меня опыт, так как обычно лекции читаю я, а не мне :-) Может быть кому-то это будет полезным при выборе тех или иных онлайн-курсов. А я в следующей заметке попробую описать свой опыт прохождения курса по SOCам.
 
Комментарии в Facebook
 

Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.