Если вам есть, что сказать сообществу профессионалов ИБ и ИТ – заведите здесь свой блог

Время для неравнодушных

Аватар пользователя Sedov
Автор: Седов Олег, главный редактор BISA
(1)
()
Опубликовано в:

В конце января состоялась неформальная встреча представителей Школы Новых Технологий и компании Ростелеком-Solar. «Школа Новых Технологий» - это совместный проект Департамента образования и Департамента информационных технологий города Москвы. Цель проекта - сделать школу современным центром инноваций, лабораторией, позволяющей учащимся в полной мере реализовывать свои замыслы и раскрывать таланты.

Наш интерес к этой встрече был продиктован желанием продвинуть тематику Кибербезопасности в школьной среде. Поэтому во встрече приняли участие практикующие учителя информатики.

Для обсуждения были предложены три вопроса:

- как сейчас преподают информатику в школах?

- как хотелось бы вести преподавание информатики в школах и что этому мешает?

- чем профессиональное ИБ сообщество, на примере компетенций Ростелеком–Solar, может быть полезно и интересно для обучения школьников?

В результате, первым удивлением от встречи стало откровение, что учитель информатики не лучший проводник для кибербезопасности в школах. Как правило, это аутичные и очень социально ограниченные личности, которым с компьютерами общаться комфортнее, чем с реальными людьми. Гораздо лучше в качестве проводника идей кибербезопасности подходит классный руководитель, который и детям в классе, и родителям на собрании напомнит про важность кибергигиены. Вслед за ним идут уже уроки на стыке ОБЖ и Естествознания. Крайне редко, когда учителям информатики предлагают классное руководство, и мало кто может вспомнить их выступление на родительском собрании.

Сейчас информационная безопасность присутствует в школьной программе информатике в виде дай Бог одного урока, на котором детям рассказывают про пароли. То есть заносить кибербезопасность в школьную программу надо! Однако, это долгий путь, и когда пройдут все согласования и одобрения чиновников от образования, она скорее всего потеряет свою актуальность, и мы опять будем готовить компетенции для прошлого. Поэтому для популяризации актуальных аспектов кибербезопасности существуют более современные формы, которые могут существенно способствовать освоению новых тем.

Место и ожидания от профессионального ИБ-сообщества в этих вопросах колоссальные. Во-первых, уже есть примеры известных брендов, которые предлагали свои версии для обучения кибербезопасности учителей и школьников. Но у них три общих недостатка, которых хочется избежать:

- Они непонятны тем, кому адресованы. Язык и форма подачи сугубо бизнес-ориентирована, кажется чужеродной, так как изобилует терминами и сленгом. Что вызывает отчуждение особенно у тех, кто слышит об этом впервые.

- Подача материала скучна и неинтересна. Начинать рассказ о кибербезопасности с раздела «понятия и термины» - это пытка, в особенности для детей. После такого раздела пустить едкий газ в аудиторию было бы гуманней для слушателей, чем продолжить изучение темы.

- И третье: обычно под прикрытием кибербезопасности вендорская подача информации злоупотребляет продвижением собственного бренда и продуктовой линейки, что воспринимается негативно даже на школьном уровне. Но корпоративный маркетинг бывает бессмысленным и беспощадным, а его маховик уже трудно остановить.

Ожидания от компетенций профессионального ИБ-сообщества колоссальны.

Во-первых, с учетом уже сделанных ошибок подача должна быть исключительно интересна, и не только по содержанию, но и по форматам. Большой интерес к игровым формам, которые можно интегрировать в школьную программу в рамках внеурочной деятельности (ведется в московских школах, начиная с первого класса)! Для учителей (классных руководителей) хорошо зайдут вебинары по кибербезопасности, но с изложением информации в доступной форме (как в готовящейся книге Ростелекома-Solar по Кибербезу).

Во-вторых, для реализации игровых форм также существуют опробованные площадки, которые готовы предоставить свои возможности для размещения ИБ-квестов/соревнований (специализированные фестивали и ярмарки). Однако уровень сложности должен учитывать самый разный уровень киберзрелости. Кроме того, подготовка сценария подобных квестов это уже вызов для всех нас, кто успел глубоко окунуться в b2b среду. Ну это уже совсем другая история, которая может стать очень душевой мозговой разминкой для зашоренных корпоративных традиций!

Для популяризации этих игровых активностей представители Школы посоветовали для найти популярно в детско-родительско-учительской среде медиа-партнера (Мел, Афиша и т.п.)

Ну а приятным завершением встречи стало обсуждение рабочей версии содержания книги «Кибербезопасность Для Учителей». «Приятным», потому что практики от образования ее одобрили, внеся свои космические правки. В частности, раздел про сюрпризы из DarkNet они предложили переписать или обойти вниманием, чтобы не привлекать нездоровый интерес к этой непростой теме. Но лучшей оценкой оказалось мнение одного из участников встречи «я хотел бы некоторые главы этой книги прочитать уже сейчас, а в подготовке каких-то разделав готов и сам принять участие».

Надеюсь, что продолжение будет.

В частности, после паузы на осмысление нужно начать формировать копилку идей. Буду признателен за любые предложения по развитию темы и личному участию в волонтерском формате всех неравнодушных к теме!

Оцените материал:
Total votes: 92
 
Комментарии в Facebook
 

Комментарии на сайте

Аватар пользователя Rinon David

You have shared a good product which can be used for good photos. The product design looks very trendy and attractive also having good quality. An amazing post is always having good product supportive data which is written in a straightforward and significant way. I wanted to know about this product for my assignment, as I am a writer at best essay writing service it is important for to get genuine details. You have shared a good review. Thank you for sharing such an amazing product with us.

up
1 user has voted.
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.