Время для неравнодушных

Аватар пользователя Sedov
Автор: Седов Олег, главный редактор BISA
(2)
()
Опубликовано в:

В конце января состоялась неформальная встреча представителей Школы Новых Технологий и компании Ростелеком-Solar. «Школа Новых Технологий» - это совместный проект Департамента образования и Департамента информационных технологий города Москвы. Цель проекта - сделать школу современным центром инноваций, лабораторией, позволяющей учащимся в полной мере реализовывать свои замыслы и раскрывать таланты.

Наш интерес к этой встрече был продиктован желанием продвинуть тематику Кибербезопасности в школьной среде. Поэтому во встрече приняли участие практикующие учителя информатики.

Для обсуждения были предложены три вопроса:

- как сейчас преподают информатику в школах?

- как хотелось бы вести преподавание информатики в школах и что этому мешает?

- чем профессиональное ИБ сообщество, на примере компетенций Ростелеком–Solar, может быть полезно и интересно для обучения школьников?

В результате, первым удивлением от встречи стало откровение, что учитель информатики не лучший проводник для кибербезопасности в школах. Как правило, это аутичные и очень социально ограниченные личности, которым с компьютерами общаться комфортнее, чем с реальными людьми. Гораздо лучше в качестве проводника идей кибербезопасности подходит классный руководитель, который и детям в классе, и родителям на собрании напомнит про важность кибергигиены. Вслед за ним идут уже уроки на стыке ОБЖ и Естествознания. Крайне редко, когда учителям информатики предлагают классное руководство, и мало кто может вспомнить их выступление на родительском собрании.

Сейчас информационная безопасность присутствует в школьной программе информатике в виде дай Бог одного урока, на котором детям рассказывают про пароли. То есть заносить кибербезопасность в школьную программу надо! Однако, это долгий путь, и когда пройдут все согласования и одобрения чиновников от образования, она скорее всего потеряет свою актуальность, и мы опять будем готовить компетенции для прошлого. Поэтому для популяризации актуальных аспектов кибербезопасности существуют более современные формы, которые могут существенно способствовать освоению новых тем.

Место и ожидания от профессионального ИБ-сообщества в этих вопросах колоссальные. Во-первых, уже есть примеры известных брендов, которые предлагали свои версии для обучения кибербезопасности учителей и школьников. Но у них три общих недостатка, которых хочется избежать:

- Они непонятны тем, кому адресованы. Язык и форма подачи сугубо бизнес-ориентирована, кажется чужеродной, так как изобилует терминами и сленгом. Что вызывает отчуждение особенно у тех, кто слышит об этом впервые.

- Подача материала скучна и неинтересна. Начинать рассказ о кибербезопасности с раздела «понятия и термины» - это пытка, в особенности для детей. После такого раздела пустить едкий газ в аудиторию было бы гуманней для слушателей, чем продолжить изучение темы.

- И третье: обычно под прикрытием кибербезопасности вендорская подача информации злоупотребляет продвижением собственного бренда и продуктовой линейки, что воспринимается негативно даже на школьном уровне. Но корпоративный маркетинг бывает бессмысленным и беспощадным, а его маховик уже трудно остановить.

Ожидания от компетенций профессионального ИБ-сообщества колоссальны.

Во-первых, с учетом уже сделанных ошибок подача должна быть исключительно интересна, и не только по содержанию, но и по форматам. Большой интерес к игровым формам, которые можно интегрировать в школьную программу в рамках внеурочной деятельности (ведется в московских школах, начиная с первого класса)! Для учителей (классных руководителей) хорошо зайдут вебинары по кибербезопасности, но с изложением информации в доступной форме (как в готовящейся книге Ростелекома-Solar по Кибербезу).

Во-вторых, для реализации игровых форм также существуют опробованные площадки, которые готовы предоставить свои возможности для размещения ИБ-квестов/соревнований (специализированные фестивали и ярмарки). Однако уровень сложности должен учитывать самый разный уровень киберзрелости. Кроме того, подготовка сценария подобных квестов это уже вызов для всех нас, кто успел глубоко окунуться в b2b среду. Ну это уже совсем другая история, которая может стать очень душевой мозговой разминкой для зашоренных корпоративных традиций!

Для популяризации этих игровых активностей представители Школы посоветовали для найти популярно в детско-родительско-учительской среде медиа-партнера (Мел, Афиша и т.п.)

Ну а приятным завершением встречи стало обсуждение рабочей версии содержания книги «Кибербезопасность Для Учителей». «Приятным», потому что практики от образования ее одобрили, внеся свои космические правки. В частности, раздел про сюрпризы из DarkNet они предложили переписать или обойти вниманием, чтобы не привлекать нездоровый интерес к этой непростой теме. Но лучшей оценкой оказалось мнение одного из участников встречи «я хотел бы некоторые главы этой книги прочитать уже сейчас, а в подготовке каких-то разделав готов и сам принять участие».

Надеюсь, что продолжение будет.

В частности, после паузы на осмысление нужно начать формировать копилку идей. Буду признателен за любые предложения по развитию темы и личному участию в волонтерском формате всех неравнодушных к теме!

 
Комментарии в Facebook
 

Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.