Если вам есть, что сказать сообществу профессионалов ИБ и ИТ – заведите здесь свой блог

О стартапе и глобальном рынке

Аватар пользователя natalya
Автор: Kaspersky Natalya, InfoWatch
(0)
()
Опубликовано в:

Многие успешные предприниматели, имеющие опыт запуска различный стартапов  в ИТ отрасли, считают, что компания изначально, чуть ли не с момента её рождения должна быть нацелена на международный рынок. Я придерживаюсь противоположной точки зрения и поскольку некоторые из вас, возможно, задумываются о создании собственной компании, решила, что мои мысли на эту тему могли бы быть интересны.

Прежде чем создавать собственную компанию, необходимо определиться с основными «вводными» вашего будущего бизнеса. А именно: какова ваша Целевая Аудитория (ЦА) – для кого вы разрабатываете свой продукт/сервис; какую проблему вы решаете или какую потребность закрываете своим продуктом/услугой; как эта задача решена конкурентами и почему ваше решение лучше, регион распространения продукта/сервиса. Причем на начальном этапе все эти «вводные» должны быть очень четко и узко сфокусированы – чем у′же, тем лучше. Так, например, нацеленность на аудиторию «тинейджеры 12-14 лет, живущие в городах» намного лучше, чем ориентация на все население России. Или, например, география распространения «наш город» скорее сработает, чем нацеленность на весь земной шар. Чем более сфокусирован стартап в начале, тем более успешным будет его дальнейшее развитие.

Взять, например, Facebook – этот проект начинался как социальная сеть для студентов Гарвардского университета.  Даже не для отдельно взятой страны - США, а всего лишь для одного университета в этой стране! Он был ОЧЕНЬ локальным, однако спустя несколько лет превратился в крупнейшую мировую социальную сеть! Почему? Потому что в любом бизнесе нужно действовать пошагово. Если же вы делаете не 1-2 шага, а 10-15 шагов одновременно, скорее всего, вы потерпите неудачу. Например, в InfoWatch в начале пути мы всегда спрашивали себя, с чего нам начать, на каком рынке сфокусироваться. Даже если мы и думали о глобальном рынке, то только в разрезе какой-то одной стартовой страны. И только после получения результатов в этой стране мы планировали выход в другие.

Вы спросите меня, а как же, например, iPhone? Стив Джобс создал девайс, рассчитанный на аудиторию всего земного шара, и вон как преуспел! Я считаю, что данный пример некорректен. Во-первых, потому что до iPhone у Apple было несколько неудачных проектов, о которых сейчас мало кто помнит, например Apple Newton. Во-вторых, компания Apple заработала свои первые миллионы не на iPhone, а на знаменитых ПК Macintosh, которые изначально создавались для широкой ЦА, но в итоге оказались востребованными лишь узкой аудиторией художников и дизайнеров. То есть к моменту создания iPhone Apple уже был крупной международной компанией, а не стартапом.

Таким образом, если вы спросите меня, может ли стартап преуспеть, если он будет ориентирован на глобальный рынок, я отвечу вам… может! smiley Только вероятность этого ну очень маленькая! Хороший пример, лишь подтверждающий правило, - компания Microsoft. Очень своевременное решение, чудесным образом предвосхитившее тренд скорой компьютеризации всего земного шара, простой и удобный программный продукт, продажами которого занялся не абы кто, а лидер мирового компьютерного рынка IBM. Вы уверены, что вам так же повезет, как Биллу Гейтсу?

Исходя из моего опыта, могу сказать, что большинство стартаперов все же замахиваются на решение глобальных задач. Давайте подумаем, почему же на начальном этапе так важен узкий фокус. Здесь, на мой взгляд, уместна аналогия со стеной и иглой: если мы возьмем тоненькую иголку и будем планомерно втыкать ее в стену в одно и то же место, мы в конце концов проковыряем маленькую дырочку, расширим ее и в итоге проникнем в отверстие. Если же мы будем протыкать стену пальцами, пусть даже несколькими сразу, мы переломаем себе все руки, но успеха не добьемся.

Итак, каков же алгоритм действия для начинающей компании? На первом этапе – фокус на узкую ЦА, решение одной бизнес задачи, узкий рынок сбыта. Когда на этом этапе достигнуты первые результаты, можно начинать пошагово расширять активность: начать работу с близкой ЦА, либо освоить новый регион, либо приступить к расширению функционала продукта (но только обязательно выбрать что-то одно). Как только и на этом этапе будет достигнут успех, можно двигаться дальше, решать новые задачи.

Оцените материал:
Total votes: 446
Тэги: 
 
Комментарии в Facebook
 

Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.