Если вам есть, что сказать сообществу профессионалов ИБ и ИТ – заведите здесь свой блог

К вопросу о скрытом наблюдении за персоналом. Под прицелом практика наблюдения за персоналом в Германии

Аватар пользователя bartov-e
Автор: Бартов Евгений, Бюро переводов "Альянс ПРО" (www.tran.su)
(0)
()
Опубликовано в:

Оригинал статьи: https://www.privacyassociation.org/media/pdf/publications/July-Aug09_Adv...
Автор: Флемминг Моос (Flemming Moos)
Вольный перевод: мой

 

Г- н Моос изучает скандалы, связанные со скрытым наблюдением на рабочем месте, которые вспыхивали в последние месяцы на разных предприятиях Германии и которые привели к массовым требованиям принять Закон о защите прав работников на приватность (Beschäftigtendatenschutz, на момент перевода закон еще не был принят - прим. пер.).

 

В 2008 году одна из крупнейших розничных сетей Германии - компания Lidl, штат которой насчитывает около 53 тыс. человек, была уличена в том, что она вела систематическое наблюдение за своими работниками через скрытые камеры. Обнаружение этого факта стало спусковым крючком для целого ряда подобных громких разоблачений и скандалов в других компаниях.  То, что поначалу казалось досадным и единичным недоразумением, довольно быстро превратилось в целую серию скандалов, связанных со скрытым наблюдением немецких компаний своими за работниками. Такие авторитетные и солидные компании как Deutsche Bahn (национальный железнодорожный оператор), Airbus и Deutsche Telekom (крупнейшая телефонная компания в Европе) признались в том, что вели скрытое наблюдение за своими работниками. Такое наблюдение они оправдывали тем, что оно являлось частью программы по борьбе с коррупцией на местах.  В случае с компанией Deutsche Bahn, например, персональные данные (включая ФИО, адреса, банковские реквизиты) части работников(в т.ч. проводников), из общей базы в 173 тыс. человек  сопоставлялись с базой поставщиков (ок. 80 тыс. контрагентов).  В случае с Deutsche Telecom руководство компании отслеживало телефонные звонки топ-менеджеров для того, чтобы выявить того, кто снабжал критичной финансовой информацией журналистов.  

 

Санкции за незаконное скрытое наблюдение за работниками

 

На волне этих скандалов с приватностью в феврале 2009 года было проведено внеочередное заседание политических лидеров,   на котором было принято решение, что Закон о защите прав работников на приватность подлежит включению в текущие новеллы законов о защите данных.  Ожидается, что этот новый закон будет принят в ближайшее время, как только будет сформировано новое правительство Германии, этой весной (статья была написана в середине 2009 г., прим. пер.).  В этом законе будут такие положения, в которых, среди прочего, будет установлено, можно ли вести наблюдение за работниками и, если да, то при каких условиях оно будет в рамках закона.  

 

Кстати, даже имеющиеся законы Германии, применимые в данной ситуации, в любом случае не дают разрешения на скрытое наблюдение за работниками. Более того, по большей части такое наблюдение является противозаконным и за него могут быть выписаны такие штрафы, что мало не покажется.  Компания Lidl ощутила это на себе по полной программе.  Скрытое наблюдение, которое она осуществляла за своими работниками, было признано нарушающим законодательство о защите данных, и компания была оштрафована на 1,5 миллиона евро (ок. 60 миллионов рублей).  Это был самый высокий штраф, когда-либо взысканный немецкими блюстителями законов о защите данных.  Более того, несколько менеджеров из компаний, которые были замешаны в скандалах с приватностью уже лишились своей работы. Среди них: глава операционного отдела по Германии – Франк-Михаэль Мрос (Frank-Michael Mros) и даже гендиректор компании Deutsche Bahn – Хартмут Медорн (Hartmut Mehdorn), т.к. приведенные им основания для ведения наблюдения оказались недостаточными.  

 

Таким образом, для того чтобы избежать подобных последствий, компаниям следует убедиться, что их политика наблюдения находится в рамках требований закона.  Ниже приводится краткое описание этих требований.  

 

Текущая правовая база по защите данных, применимая при наблюдении за работниками

 

Даже несмотря на отсутствие в Германии Закона о защите прав работников на приватность, там все же есть несколько законов, которые накладывают довольно строгие меры по защите данных работников.  В первую очередь это Федеральный закон Германии о защите данных (Bundesdatenschutzgesetz – BDSG), который распространяется на сбор, обработку и использование персональных данных работников.  Во вторую очередь, определенные обязательства о защите данных могут вытекать из соответствующих трудовых договоров.  

 

Кроме того, неприкосновенность частной жизни работника защищается соответствующими личными правами (allgemeines Persönlichkeitsrecht), которые определены Конституцией ФРГ (Grundgesetz r die Bundesrepublik Deutschland). Это, в частности, фундаментальное право человека на информационное самоопределение и фундаментальное право на конфиденциальность и целостность ИТ-систем являются серьезными гарантиями со стороны Конституции на такую работу, которая будет обязана обеспечить безопасность и свободу развития личности работника (Закон о правовом режиме предприятий –Betriebsverfassungsgesetz, раздел 75 (2))  Ну и увенчивает все эти конституциональные права богатая судебная практика по трудовым вопросам, где сформировались уже принципы защиты неприкосновенности жизни работников  в Германии.

 

Механизмы наблюдения на рабочем месте касаются прав работников на приватность. Согласно Федеральному закону Германии о защите данных ведение видеонаблюдения за общедоступными помещениями (куда могут входить торговые залы и рестораны) допускается только при соблюдении следующих требований:  

1) отсутствуют признаки нарушений законных интересов людей;  

2) наблюдение необходимо для выполнения следующих задач:

• предоставление возможности государственным службам выполнять свои обязанности;  

• препятствование попаданию нарушителей на территорию;

• достижение правомерных целей в определенных ситуациях (например, при подозрении в совершении преступления).  

 

Работодатели должны заранее уведомить о ведении скрытого наблюдения, а также указать людей, за которыми будет вестись наблюдение.  Такие данные подлежат уничтожению сразу, как только они больше не требуются для заявленной цели.  Скрытое наблюдение за общественными местами не разрешается ни при каких обстоятельствах.  

 

Однако на практике гораздо актуальнее наблюдение за помещениями, доступ в которые ограничен.  В прецедентном праве право на информационное самоопределение работников понимается как возможность самостоятельно решать, можно ли их снимать на камеру и могут ли полученные записи использоваться против них самих. Кроме того, защита распространяется и на речь.  Например, право на самоопределение выражается и в том, что работник должен иметь возможность самостоятельно решать, является ли его информация конфиденциальной (т.е. доступной только его собеседнику) или же ее можно передавать третьим сторонам или даже  озвучивать публично, а также можно ли такую информацию фиксировать на электронные или иные записывающие устройства.  

 

Заявление о необходимости отстаивания законных интересов работодателя в некоторых случаях может оправдать ущемление прав работника на приватность. При возникновении конфликта между общими правами работника на приватность  и интересами работодателя, эти интересы и права подлежат сравнению, чтобы по ситуации определить, что приоритетнее.  

Согласно решениям Федерального суда по трудовым вопросам скрытое наблюдение с использованием технических средств разрешается только в следующих случаях:  

• имеются конкретные признаки уголовного преступления или иных серьезных правонарушений, осуществляемых за счет работодателя;  

• наблюдение является самым безобидным средством для проверки возникших подозрений;  

• скрытое наблюдение является практически единственным средством решения проблемы;  

• скрытое наблюдение адекватно (например, причины недостач в кассе не могут быть выявлены никаким иным способом).

 

Недопустимо использовать наблюдение для вторжения в личную жизнь работника. Следовательно, видеонаблюдение запрещено в таких местах как раздевалки и туалеты (что и было обнаружено у компании Lidl).  Даже если работников уведомляли о наличии видеокамер или иных технических средств на рабочих местах, это не означало, что наблюдение автоматически разрешалось.  В большинстве случаев постоянное наблюдение признавалось нарушением личных прав работников в связи с давлением, оказываемым на них таким наблюдением.  В частности это относится к ситуациям, где работодатель имел возможность вести скрытое наблюдение.  Опять же, в этом случае интересы работников подлежат сравнению с законными интересами работодателя.  

 

Вышеуказанные принципы, гарантирующие соблюдение прав работника на приватность, распространяются и на иные меры наблюдения со стороны работодателей, например, прослушивание телефонных разговоров работников.  Работников нужно уведомлять заранее, если такие разговоры записываются.  

 

Помимо этого требования об уведомлении, которое также определено в Директиве ЕС 95/46 (EC Directive 95/46), статье 10, при наблюдении за работниками также должен соблюдаться принцип необходимости. Согласно этой же директиве, статье 6, параграфу 1, обработка данных должна быть «адекватной, уместной и не должна выходить за рамки своих задач».  Блюстители законов о приватности уже усомнились в том, что вышеупомянутая практика наблюдения находится в рамках этих требований.  В частности, блюстители поставили под сомнение такую цель как «борьба с коррупцией», т.к. для этой цели под наблюдение необходимо ставить каждого работника вне зависимости от выполняемых им функций и вне зависимости от актуальности риска коррупции в том или ином случае.

 

Участие совета предприятия и лиц, отвечающих за защиту данных

 

Кроме того, наблюдение за работниками автоматически дает работнику право участия в принятии решений на предприятии через совет предприятия (Закон о правовом режиме предприятий, раздел 87, параграф 1, пункт 6). Совет предприятия имеет такое право, особенно если речь идет о внедрении и применении технических систем, с помощью которых можно наблюдать за поведением и действиями работников.  В целом это распространяется на все системы наблюдения (CCTV и т.п.).

 

Ну и, наконец, в большинстве вышеупомянутых случаев лица, отвечающие в компаниях за защиту внутренних данных, до начала наблюдения в процессе принятия решения не участвовали, несмотря на то, что по закону их обязаны были заблаговременно инфомировать о том, что планируется принять такие меры обработки данных.  

 

Перспективы

 

Пока ничто не указывает на то, что законодатель, при составлении нового Закона о защите прав работников на приватность , будет снимать имеющиеся ограничения для наблюдения за работниками, а скорее всего даже ужесточит такие ограничения (как он уже планирует сделать в отношении использования данных клиентов в маркетинговых целях). Федеральное министерство труда и социальных вопросов, которое предложило законопроект, уже объявило, что он будет не только регулировать вопросы, связанные с видеонаблюдением, но и тщательно регламентировать вопросы наблюдения за электронной почтой и использованием Интернета. Кроме того, закон будет защищать «информаторов» (читай: стукачей). Первые заявления представителей министерства говорят в пользу ужесточения требований.  Задачей нового закона было заявлено точное определение действующих правил работы и адаптация их к современным реалиям.  У компаний Германии таким образом будет еще больше причин для надлежащего пересмотра своих текущих практик наблюдения за своими работниками и обработки данных.  

 

 
Комментарии в Facebook
 

Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.