Открытое письмо директору ФСТЭК В.В.Селину

Аватар пользователя Атаманов Геннадий
Автор: Атаманов Геннадий,
(62)
()
Опубликовано в:

7 декабря на офциальном сайте ФСТЭК России для обсуждения были размещены два проекта приказов. Прочитав оба я пришел к однозначному выводу: качество их разработки ещё ниже, чем у предыдущих НПА, вышедших из-под пера ФСТЭК, что подтверждало давно уже сделанный вывод: качество каждого последующего документа ниже предыдущего. Причём во всех отношениях. Появилось желание помочь разработчикам взглянуть на плоды своего труда через призму медологии научной и законотворческой деятельности. Ведь НПА такого уровня должен быть безукоризненным со всех точек зрения. И, главное, он должен быть понятен не только специалистам, научившимся за долгие годы понимать "птичий" язык, выискивать смысл там, где его, может быть, и не было, пытаться выполнить то, что по определению выполнить невозможно, а, главное, абсолютно не нужно. А то, что нужно, того нет.

Я долго думал, что и как можно было бы сделать, и не придумал ничего лучше, как обратиться напрямую к директору ФСТЭК. И выбрал для этого форму "открытого письма". Адресату (вернее - в возглавляемую им организацию) оно было отправлено 14.12.2012 г. Я выдержал паузу и вот сегодня выношу его на суд общественности. Оно представлено здесь без приложения (в нем ведь целых 40 страниц текста). При необходимости и возможности его тоже можно будет разместить (с купюрами для уменьшения объёма).  Но пока только письмо:

______________________________________________________________________________

Директору ФСТЭК России

Селину В.В.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

 

Уважаемый Владимир Викторович!

 

Знаю Вас как грамотного специалиста, порядочного человека, умного и требовательного руководителя. Искренне радовался, когда Вас назначили на должность директора ФСТЭК. Эта радость была обусловлена ожиданиями перемен в деятельности организации, которую Вы возглавили.

У меня сложилось впечатление, что ФСТЭК с момента своего создания сделала ставку преимущественно на выполнение контрольных функций, в то время как главная функция ФСТЭК должна быть не контрольной, а методологической и законотворческой, что и отражено в Положении о ФСТЭК, и даже в её структуре. Этого же требует и наука. Согласно системной теории система более высокого структурного уровня не должна ни управлять, ни даже соуправлять процессами, происходящими в системах низшего структурного уровня. Она должна задавать т.н. «опорные точки», служащие для систем более низкого  структурного уровня своеобразными стандартами, с помощь которых, в том числе, задаётся вектор их развития. Однако в течение достаточно продолжительно периода времени «из-под пера» ФСТЭК не вышло, практически, ни одного методического пособия, именно пособия, а не указания, помогающего, а не обязывающего, грамотного, а не методологически и методически несостоятельного «опуса». Именно – «опуса». Последнее время документы ФСТЭК отличает квазинаучный стиль изложения. При прочтении таких «документов» создаётся впечатление, что их авторы вообще не знакомы с методологией научной и законотворческой деятельности. Настолько много в них логических ошибок. Иногда встречаются и грамматические. Нормой стало использование в нормативных правовых актах сленга. Но что позволительно в разговоре в курилке, не позволительно в письменной речи, тем более, в нормативном правовом акте. О некоторых «ляпах» из этой серии я высказывался на форумах и писал в своих статьях, большинство из которых имеется в открытом доступе в Интернете. Некоторые проекты документов со своими замечаниями присылал на официальный сайт ФСТЭК. Поэтому считаю возможным сейчас писать об этом без конкретизации. При наличии у Вас желания ознакомиться с ними я готов в любой момент их Вам предоставить.

В этот раз направляю свои замечания к проекту приказа ФСТЭК России «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».

Мне доводилось читать разные документы, но такой – откровенно слабый или, напротив, гениально-иезуитский – вижу впервые. Прочтение некоторых его положений вслух вызывало просто гомерический хохот моих коллег. Но после осознания возможных последствий тех идей, которые там излагались, а, ещё хуже, - имелись в виду, все приходили в полное уныние.

После внимательного изучения текста указанного проекта у меня сформировалось однозначное мнение: принятие документа в том виде, в котором он представлен на сайте, невозможно! В нём просто огромное количество логических и стилистических ошибок. На некоторые из них я указал в своих «замечаниях», выполненных в виде примечаний к тексту проекта, скопированного с официального сайта ФСТЭК. Этот документ не просто методологически, методически и стилистически несостоятелен, он абсурден и принципиально невыполним. Любая косметическая корректировка не приведёт к его улучшению. Он не пригоден в принципе. Это ярчайший образчик издевательства над логикой, здравым смыслом и ставшим бедным, некогда богатым, русским языком.

Предлагаю наказать тех, кто сочинял эти Требования, и поручить написать другие, правильные. Только поручить не тем же исполнителям. Они напишут, примерно, то же, только ещё хуже. Об этом свидетельствует динамика внесения изменений в исходный текст. В столь уважаемой организации наверняка имеются грамотные специалисты, способные выполнять задачи такого уровня с должным качеством.

Возможно, я был несколько эмоционален и где-то не совсем прав. И именно поэтому считаю не только возможным, но и необходимым разместить это письмо и свои замечания в Интернете, чтобы коллеги и просто заинтересованные люди могли высказать своё мнение по поводу изложенных в нём мыслей, поддержать, дополнить или опровергнуть их, а так же указать мне на мои ошибки.

 

Приложение: проект приказа ФСТЭК России «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» с замечаниями (файл: pr_za_red AGA.docx, 158 КБ).

 

С уважением и надеждой, что буду услышан и правильно понят,

Атаманов Г.А.,

кандидат философских наук,

1982-2002 гг. сотрудник Гостехкомиссии,

 полковник запаса.

13 декабря 2012 г.

 

 

Тэги: 
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.