Мнение регуляторов про импортозамещение

Аватар пользователя prozorov
Автор: Прозоров Андрей, Независимый эксперт и блоггер
(0)
()
Я редко пишу про совещания в Совете Федерации, Государственной Думе РФ и других ведомствах. Тут все просто, большинство из них носят закрытых характер, и не все обсуждаемые вопросы и принятые решения можно выносить в публичное пространство. Но вчера было исключение, состоялось "открытое для СМИ" заседание временной Комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества. На нем обсуждался вопрос импортозамещения и конкретно проект Постановления Правительства РФ  «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники» (ссылка на проект документа).

Вообще с обсуждением темы у нас есть проблема: большинство дискуссий скатывается к монологам спикеров по одному из сценариев:
  • Предложения по нормативным документам не читал, но осуждаю. Какое импортозамещение, если большинство АО и ПО в России западное? Сами ничего не сделали и никогда не сможем. Много ли российских решений могут конкурировать с зарубежными? Вспомним хотя бы российский автопром! Кто из руководителей российских ИТ компаний ездит на российских машинах?
  • Россия - могущественная держава! Наши автоматы (Калашникова) лучшие в мире. Не прогнемся под санкциями! Запретили ввозить импортные продукты, и сейчас наше сельское хозяйство как развилось! И ИТ-технологии разовьем. Важно обеспечить безопасность государства, а то "враги" нажмут на кнопку и все наши ИТ-системы отключатся...
Сплошные лозунги и метафоры. Бррр...

Конкретные цифры (бюджет закупок, % зависимости от иностранных производителей, объем рынка потребности в информатизации и пр.) и конкретные предложения можно услышать крайне редко. И это при том, что вопросы импортозамещения уже давно упоминаются в стратегических документах по ИТ и ИБ. И вроде как уже должны были прийти к конкретным планам действий... Приведу несколько цитат.

Вот Доктрина ИБ (2000 год):
"Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности."
"Для достижения этого требуется:
  • развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;
  • развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;
  • развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;
  • обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи."
"Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. 
Для достижения этого требуется:
  • интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;..."
"Угрозами развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов могут являться:
  • противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;
  • закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;
  • вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;
  • увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности."

Доктрина утверждает перечень задач, требующих безотлагательного решения:
  • обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;
  • разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, и прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
Доктрина определяет одним из принципов государственной политики -- "приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации."

Вот Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года: 
"Учитывая масштабы проникновения информационных технологий в повседневную жизнь граждан, организаций и органов власти всех уровней, а также высокий уровень зависимости создаваемых в стране информационных систем от импортной продукции, особенно актуальным становится вопрос обеспечения должного уровня информационной безопасности страны в современном глобальном информационном мире.
В этих условиях необходимо предпринять меры, направленные на обеспечение информационной безопасности не только государственных органов власти, но и других организаций и граждан, проживающих на территории России.
Мерами долгосрочного характера являются:

  • ускоренное развитие производства отечественной продукции гражданского назначения в целях формирования задела по самым перспективным направлениям развития отрасли информационных технологий;
  •  разработка и запуск специальной программы импортозамещения продукции сферы информационных технологий для решения задач отдельных государственных структур и организаций(в том числе оборонно-промышленного комплекса), включающей запуск разработки широкой номенклатуры продукции, обладающей высоким уровнем информационной безопасности;

К сожалению, на сегодняшний день практически ничего еще не сделано по этим направлениям... И утверждение предложенного проекта документа вполне может стать первым существенным шагом по решению задач импортозамещения.


Предложения, представленные в документе, довольно конструктивные и, на мой взгляд, не слишком обременительные ни для разработчиков ПО, ни для бюджетных организаций. 

На совещание в Совете Федерации основные регуляторы озвучили свое мнение.

Минкомсвязь России
  • Возможные риски, которые могут появиться после утверждения данного документа, проанализированы и хорошо понимаются. Ведомство рассмотрело 3 группы риска, но посчитали их несущественными:
    • неудобство заказчиков ("добросовестным заказчикам не станет сложно");
    • возможные последствия ограничения конкуренции;
    • не принесет пользы разработчикам. 
  • Сейчас текст документа не финальный, в него будут внесены правки.
  • Реестр воспринимают в качестве первого шага, "маяка для заказчиков". Считают, что с самого начала запуска реестра он будет приносить пользу.
  • Ориентируются на следующий принцип выбора ПО: 1й приоритет - решение из реестра; 2й приоритет - СПО (свободное программное обеспечение), 3й приоритет - все остальное. При выборе третьего варианта необходимо будет публичное обоснование отказа от первых вариантов.
  • Уже сейчас предлагают при решении вопроса о продлении лицензий на ПО рассматривать переход на отечественные аналоги. Ожидаемо вспоминают про средства антивирусной защиты.
  • В планах:
    • до 31.03.2015 утвердить предлагаемое Постановление Правительства;
    • с 01.04.2015 запустить формирование реестра отечественного ПО;
    • до 30.06.2015 сформировать базовый классификатор ПО, внесенного в реестр;
    • с 01.07.2015 года ввести режим преференции при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок отдельными видами юридических лиц;
    • обязать заказчиков по итогам года до 1 апреля предоставлять отчет об объеме закупок ПО, внесенного в реестр.

ФАС России
  • У ведомства есть опасения, что принятие постановления введет серьезное ограничение на рынке ПО. Поэтому считают. что необходима дополнительная проработка вопроса. В рабочем порядке подготовят свои замечания и предложения.

Минэкономразвития России
  • Напомнили, что основными законами, регламентирующими закупки являются Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ  "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ  "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Кстати, "по 223-ФЗ проходит в 2 раза больший денежный поток, чем по 44-ФЗ".
  • Ведомство сначала поддерживали инициативу ведения реестра ("чтобы упорядочить что такое "отечественный софт" наконец-то"), но в конце 2014 года поменяли свою позицию (когда доллар вырос, то покупать у российских производителей стало заметно выгоднее). И сейчас считают ограничение доступа и преференции в технологичной сфере нецелесообразными (об этом даже давали комментарии для Ведомостей).
  • Ведомство опасается, что реестр заполнить не удастся, не будет внутренней конкуренции по многим позициям (менее 3х поставщиков). 
  • Считают актуальным риск того, что если российская компания будет знать, что у них 100% купит российский заказчик, то естественным путем снизится стимул для развития конкурентной борьбы и качество производства.
  • Напомнили, что было принято Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 N 98-р "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году", в котором есть про координацию закупок импортного оборудования:
  • Напомнили, что в 223-ФЗ есть следующая норма (но ее невозможно выполнить, т.к. это противоречит правилам ВТО):
8. Правительство Российской Федерации вправе установить:
1) приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;
  • Упомянули, что сейчас готовят предложения по косвенной поддержке российских поставщиков. Для этого есть несколько способов:
    • обеспечение максимальной прозрачности на этапе закупок, публикация требований по качеству закупаемой продукции;
    • проведение конференций для отечественных поставщиков не реже, чем 2 раза в год;
    • предложение льготных условий исполнения контракта отечественным поставщикам.

Помимо регуляторов имеет смысл упомянуть еще одного из основных "драйверов" темы. Это Ассоциация Разработчиков Программных Продуктов «Отечественный софт» (АРПП «Отечественный софт»). Ассоциация планомерно ведет работу по трем направлениям:
Сейчас ее членами являются 90 компаний, а в каталоге числится более 600 программных продуктов.


По сути, в настоящий момент сложился примерно такой расклад сил: Минкомсвязь России, Совет Федерации и АРПП активно поддерживают утверждение Постановления Правительства, а ФАС России и Минэкономразвития России настроены скорее скептически и будут вносить свои предложения по тексту документа.

В настоящий момент я тоже готовлю пакет предложений, в частности, мне не нравится, как определена процедура работы с реестром, что будет при невыполнении положений о закупке отечественного ПО (кто это будет контролировать и как), в какой форме необходимо обосновывать отказ от использования отечественного ПО, что делать при обновлении ПО (сейчас есть требование по предоставлении эталонного экземпляра ПО), а также некоторые пробелы с классификатором продукции и услуг (почему-то часть кодов пропущена).

Вы также можете подготовить и направить свои замечания и предложения до 27.03.2015, это делается на соответствующей странице официального сайта.
Total votes: 0
 
Комментарии в Facebook
 

Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.