ПОшная десятина

Аватар пользователя Lindt
Автор: Наталья Мутель, Ответственный редактор BISA

В конце сентября ведущие таблоиды сообщили, что Президент России поддержал идею министра связи Николая Никифорова о введении налога на оборот производителей ПО с целью организации специального фонда поддержки отечественных ИТ-разработчиков (http://www.rg.ru/2014/09/30/fond.html). Предполагается, что в результате у них появится дополнительный стимул к созданию ПО, способного вытеснять зарубежное программное обеспечение из российских компаний и государственных органов.

До официальной публикации законодательной инициативы сложно судить о конкретных целях создания фонда и последствиях обременения высокотехнологичных компаний дополнительным налогом. Кроме того, остаются неясными некоторые вопросы, например такие:

  • будут ли облагаться налогом все компании или только зарубежные;
  • каким критериям должно удовлетворять ПО, чтобы считаться отечественным;
  • будет ли налог одинаковым для всех компаний или рассчитываться по  каким-то показателям (по словам министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, размер налога не должен превышать 10% оборота)?

Идея поддержать отечественных производителей и сделать нашу экономику менее импортзависимой, если не в настоящем, то хотя бы в ближайшем будущем, ни у кого сомнений не вызывает. Открытым остаётся вопрос о том, как её реализовать.

Комментарии российских производителей ПО

Image alt

Наталья Касперская
генеральный директор компании InfoWatch

Разработчики программных продуктов категорически не поддерживают инициативу введения 10-процентного налога, считая ее драконовской и вредной для всей индустрии. Мы много лет строили свои компании и создавали программные продукты в условиях нечестной конкуренции; иностранные фирмы имели преференции в тендерах и выигрывали у российских разработчиков в их же собственной стране. Не все компании выдержали эту борьбу, но некоторые все же выросли, и теперь эти росточки, сумевшие пробиться, предлагается стричь для создания нового фонда.

При этом, во-первых, не объясняется аргументированно, зачем нужен такой фонд, если уже существуют фонды РВК, "Роснано", ФРИИ, Сколково, ФЦП ИР в области ИТ, "Лидер" и другие государственные фонды, которые также инвестируют в ИТ. Предположим, разработчиков все же обяжут платить 10% оборота, оставив их без возможности развития и собственных инвестиций. Дальше эти деньги попадут в фонд, который даже не имеет механизмов их распределения, и еще пару лет власти будут думать, что и как с ними делать.

Не разумнее ли определиться с целями, прежде чем выбирать средства? С какой целью Минкомсвязь собирается организовать такой гигантский фонд? Для создания операционной системы? Но на нашем рынке есть три разработчика операционных систем, и было бы логичнее выделить им небольшие средства (например, через ФЦП ИР или Сколково), чтобы они могли совершенствовать свои продукты. Или предполагается разработка операционной системы для мобильных девайсов? Но при наличии финансирования можно разработать ОС на основе Open Source за 1,5 года силами 50 человек, и для этого совершенно не требуется облагать все компании 10-процентным налогом с оборота. Так что сначала хотелось бы все же услышать о целях фонда.

Во-вторых, введение 10-процентного сбора неминуемо приведет к росту цен для потребителей, а следовательно, ударит по рынку.

В-третьих, программные продукты – это нематериальная сущность, которая очень легко перетекает с места на место. И для разработчика этой нематериальной сущности не так уж сложно изменить оборот, перевести его в другую юрисдикцию. Тогда мы получим не огромный фонд, а резкое падение всех оборотов разработчиков по всей отрасли. А это будет означать снижение собираемости налогов и закрытие темы импортозамещения на долгие годы.

Наконец, в-четвертых, даже если оставить в стороне как туманные цели фонда, так и критические для отрасли и государства последствия принятия этой инициативы, вызывает удивление сама цифра налога. Например, с телеком-операторов собирают на частоты всего 1,2% налога. А разработчиков хотят обложить вдесятеро большим налогом! Так почему налог с разработчиков ПО должен быть в 10 раз большим, чем налог с операторов? Чем мы провинились перед министерством, почему оно хочет нанести отрасли такой удар?

Image alt

Александр Голиков
председатель совета директоров компании АСКОН

С экономической точки зрения любая дополнительная нагрузка (в виде налогов или сборов) на разработчиков либо потребителей в период кризиса или стагнации не принесет отрасли ничего, кроме вреда. Рентабельность практически любого вендора в период кризиса или стагнации падает, а у многих вообще балансирует недалеко от нуля. Каким окажется 2015 г., как он будет бюджетироваться, удастся ли игрокам рынка добиться положительной рентабельности – вопросы открытые. 2014 г. не показателен, так как есть инерция исполнения утвержденных бюджетов.

Дополнительный сбор (налог) поставит вендоров в очень сложное положение. Они неминуемо начнут перекладывать дополнительные затраты на клиентов, то есть повышать цены. Однако денег у клиентов больше не станет, и они будут покупать меньше. Как следствие, снизятся поступления вендора и объем бюджетных налогов, и в абсолютном исчислении бюджет проиграет. Итак, дополнительный налог приведет к ухудшению положения отечественных разработчиков и нанесет вред потребителям, причем все это – в разгар кризиса.

Image alt

Сергей Земков
управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах Закавказья и Средней Азии.

Сама идея поддержки отечественных разработчиков – абсолютно здравая и давно назревшая. Но насколько здравой является идея создания специального фонда, формируемого из отчислений разработчиков? Честно говоря, пока это весьма сомнительно. И вопрос состоит не в размерах фонда и даже не в том, кто и как им будет управлять, а в том, что задача отлаживания механизма сбора, администрирования и возможного возврата денежных средств обратно в отрасль кажется практически нерешаемой.

Современный программный продукт может поставляться в любой форме – от «коробочного» софта (кстати, облагаемого НДС 18%) до разных сервисных и встроенных в «железо» решений. Если речь идет о том, чтобы заменить «выпавший» НДС с лицензий неким общим налогом, то многообразие видов лицензирования и продаж ПО уже делает решение этой задачи весьма сложным. А если учесть, что большая часть иностранного ПО продается в РФ через цепочку посредников (дистрибуторов, реселлеров), которые заказывают его вне России, то непонятно, кого планируется облагать налогом.

Практика развития российского рынка разработчиков ПО показывает, что у нас в стране могут создаваться очень сильные частные компании и проекты. Примеры – «Лаборатория Касперского», ABBYY, Parallels, Yandex, которые создают качественное конкурентоспособное ПО. Но шли-то они к этому несколько лет и даже десятилетий! Думаю, опора на опыт высокотехнологичной разработки и экспертизу таких компаний поможет решать задачи импортозамещения не хуже задуманного фонда.

Оцените материал:
Total votes: 1047
 
Комментарии в Facebook
 

Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.