Если вам есть, что сказать сообществу профессионалов ИБ и ИТ – заведите здесь свой блог

Итоги и тренды 2013. «Лаборатория Касперского»

Аватар пользователя Lindt
Автор: Наталья Мутель, Ответственный редактор BISA

Интервью с Сергеем Земковым, управляющим директором «Лаборатории Касперского» в России, странах Закавказья и Средней Азии

Сергей Земков


Какие тренды в сфере ИБ в этом году вы бы отметили?

Серьезных изменений на российском IT-рынке не было. В целом, активность всех игроков сегодня выше, чем была годом ранее, но причина такой динамики кроется, скорее, в снижении активности государственного сектора в прошлом году из-за президентских выборов. Очевидно, что экономика – не только российская, но и мировая – находится в стагнации. Государственные и коммерческие организации в последние несколько лет стали тщательнее подходить к финансовому планированию, они концентрируются на решении первостепенных задач, инвестируя в соответствующие системы, внедряют те решения, которые оптимизируют процессы и повышают эффективность работы компании.

Рост всего IT-рынка обеспечивают отдельные его составляющие. Так, продолжает расти сегмент информационной безопасности, так как защитные решения по-прежнему входят в базовые системы для работы предприятия. Мы ожидаем, что до конца года рынок ИБ (включая софтверное направление) покажет порядка 10-12% роста.

Меняется структура IT-рынка: появляются новые технологии, новые подходы, основная задача которых это эффективное использование ресурсов, вычислительных мощностей, сокращение издержек предприятия за счет новых технологий. Все это порождает изменение ландшафта угроз, и, соответственно, меняются средства защиты и обеспечения безопасности. Акцент смещается от локальных офисных сетей в сторону угроз для виртуальных сред, промышленных объектов, мобильных устройств сотрудников, что подтверждает множество исследований.

При этом большинство компаний не до конца понимают, как и от чего себя защищать. В России новые технологии внедряются не очень быстро, аккуратно – но, в тоже время, весьма активно. Сложность заключается в недостатке подходящих стандартов и документов, которые регулировали бы работу новых систем – без них затруднена работа в государственных организациях, и долго идут проекты в коммерческих компаниях, а зарубежные стандарты и правила далеко не всегда применимы к нашей действительности. Особенно это касается защиты государственных информационных систем.

Среди вертикальных рынков, которые больше готовы к новинкам, можно назвать финансовый сектор, банки, телекоммуникационные компании. Это именно те отрасли, для которых IT-инфраструктура является прямым инструментом работы, и для них – чем более технологичен бизнес, тем он эффективнее и прибыльнее.

Каковы ваши прогнозы на будущее рынка ИБ?

IDC делала прогноз роста на 30% на 2012 год, но это явно завышенная цифра. Наш прогноз по росту рынка ИБ - не больше 15-20%. По всему IT-рынку в России аналитики IDC объявляли цифру в пределах 10%. Сегмент информационной безопасности продолжает расти, так как защитные решения по-прежнему входят в базовые системы для работы предприятия. Мы ожидаем, что до конца года рынок ИБ (включая софтверное направление) покажет порядка 10-12% роста.

Я могу сказать о рынке антивирусных систем или решений класса end point security. Наш сегмент рынка трансформируется от простых антивирусных решений до комплексных решений класса end point security, этот рынок далек от насыщения и он будет развиваться темпами, опережающими темпы роста рынка ИБ, и, тем более, весь рынок IT в совокупности. Наиболее востребованными направлениями будут решения для защиты виртуальных сред, решения связанные с защитой и управлением мобильными устройствами - к ним уже есть достаточно серьезный интерес в России. И отдельно хотелось бы сказать о пока еще небольшом сегменте, для которого уже существуют реальные угрозы – это решения для защиты критических объектов и инфраструктуры (таких как объекты сектора энергетики, предприятия транспорта и т.п.). Защищать и использовать решения по безопасности такие предприятия будут все более активно, потому что угрозы для них становятся все более реальными.

Не стоит забывать и о том, что важной составляющей в сегменте b2c остается активных переход потребителей в канал продаж через Интернет. Если раньше для России основная доля покупателей были клиенты магазинов, то последние два года тенденция идет в сторону сокращения стандартной розницы в сторону покупок через Интернет. Происходит изменение канала сбыта, который меняется интенсивно - рост продаж в онлайне показывает очень высокие темпы. Активно набирает обороты модель продажи через провайдеров, модель подписки на ПО, в том числе на антивирусное. В прошлом году мы по этому направлению показали рост, который выражается трехзначными цифрами. Пока, конечно, доля в общем объеме продаж небольшая, но рынок смещается в эту сторону. И это закономерно: софт сам по себе удобен и, можно сказать, предназначен для этого канала. Этот сегмент будет максимально развиваться в разных его проявлениях. При этом определенное сокращение канала ритейла присутствует, и это констатируется не только в России, но и во всем мире.

Каких-то больших потрясений мы не ждем: будет продолжаться замедление в экономике за счет мировых кризисных тенденций, на которые ответит и внутренний российский рынок. Важным фактором будет политика государства в области развития малого и среднего бизнеса, а также политика в области стимулирования использования лицензионного ПО.

Каких вершин достигла Ваша компания в этом году?

Для «Лаборатории Касперского» драйвером роста служит как раз то, что мы пару лет назад выпустили комплексные продукты, которые включали в себя большой объем функциональности, связанный уже не только с антивирусами, но и с защитой информации, данных, с управлением из единой точки. И, второе, в прошлом году мы выпустили новое решение по защите виртуальных сред, а в этом существенно обновили решение для защиты и управления мобильными устройствами. Третий фактор – это сервисы и услуги, которые с каждым годом все больше становятся востребованы потребителями корпоративного сектора. Сюда входят как всевозможные виды поддержки наших клиентов на платной основе, так и те сервисы, которые мы предлагаем любому заказчику, даже если он не использует наши продукты. Есть достаточно большой спектр дополнительных услуг, среди них расследования компьютерных инцидентов, защита от DDoS и т.д. . И наш главный фактор роста в последние несколько лет – это корпоративный рынок. Во всем мире мы все-таки представлены как производитель продуктов для пользователей, а в России основной наш упор сейчас идет на выпуск продуктов и на разработку технологий для корпоративных систем.

Если говорить о глобальной стратегии «Лаборатории Касперского», то в ближайшие годы мы ориентированы на корпоративный рынок. Мы традиционно хорошо себя чувствуем в сегменте домашних пользователей, а 2013 год стал для нас важной точкой отсчета, когда мы выпустили новые комплексные корпоративные продукты. Они включают в себя новые функции в соответствии с последними тенденциями – защиту виртуальных сред, мобильных устройств, а также многие другие технологии, которые раньше в наших продуктах отсутствовали, и в которых мы видим большую заинтересованность корпоративных клиентов по всему миру.

Для нас важны рынки за пределами России, и текущая стратегия – это выход на рынок глобальных крупных корпоративных заказчиков – компаний, входящих в список Fortune 500. В России мы также придерживаемся этой стратегии, однако здесь мы уже имеем хорошую аудиторию крупных корпоративных клиентов, которым предлагаем комплексные корпоративные решения и технологии. Кроме того, важный сегмент, на который мы ориентируемся в России – это сегмент среднего и малого бизнеса. Он наиболее массовый по количеству компаний, которые часто находятся в стадии начальной зрелости как с точки зрения использования IT-технологий, так и с точки зрения информационной безопасности.

В рамках этой стратегии мы запустили несколько программ. Во-первых, мы мотивируем наших партнеров работать с рынком небольших предприятий, предлагаем им разнообразные стимулирующие программы, например, специальные бонусы для наиболее успешных компаний и наиболее успешных продавцов. Во-вторых, мы предлагаем специальные программы для наших клиентов из сегмента СМБ. При этом мы достаточно много внимания уделяем также и крупным клиентам, и рынку ритейла, а через него – и домашним пользователям.

Как будет меняться стратегии развития Вашей компании?

Стратегию мы не меняем, бизнес не диверсифицируем. Почему? Мы компания, которая занимается одним главным делом: мы делаем продукты для защиты от ИТ-угроз и делаем это лучше многих, и мы не видим оснований для диверсификации.

 
Комментарии в Facebook
 

Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.