Взгляд на глобализацию

Первый заместитель премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Рустэм Хабибович Марданов с 2002 по 2013 годы занимал пост председателя Национального банка Республики, а сейчас курирует вопросы бюджета, финансов, внешних заимствований на финансовых рынках, отношений с международными финансовыми организациями и пр.

Мы попросили Рустэма Хабибовича прокомментировать признаки «глобализации», наблюдаемые в банковском сообществе, и рассказать, как он воспринимает новые угрозы, которые приходят вслед за этими изменениями.

Рустэм Хабибович, когда на рынок банковских услуг и транзакций помимо самих банков вышли другие игроки, границы банковских компетенций оказались размытыми. Телекоммуникационные компании стали создавать собственные банки, а банки – предла- гать новые, ранее непрофильные для них услуги. На Ваш взгляд, насколько это тенденция приемлема с точки зрения банковского сообщества?

В результате того, что специалисты с соответствующими компетенциями приходят в банки, а банки, в свою очередь, начинают работать в смежных сферах, в тех или иных случаях может возникнуть синергия. Мне кажется, что это – нормальная вещь, поскольку бизнес- модели многих банков возникли именно на основе подобной синергии. В частности, можно упомянуть узкоспециализированный Toyota-банк, кото- рый обеспечивает сопровождение продаж автомобилей. Думаю, тенден- ция будет только усиливаться.

Сейчас представители всего делового мира стараются избавляться от непрофильных компетенций, фокусируясь лишь на том, что умеют делать хорошо. Нет ли в росте огромных структур обратной тенденции?

Я не уверен, что обратная тенденция – насколько всеобъем- лющая. Есть немало примеров того, что пересечение бизнесов порождает новые бизнесы. Как обычно, время покажет, кто был прав.

В условиях глобализации, когда банковские структуры начинают выходить на поляны смежных компетенций, получается, что отраслевые границы размываются. Хорошо ли это?

Естественно, возникают и определенные “минусы”, и мы их видим. Так, если мошенник при- ходит в соответствующую сферу, он привносит в нее уязвимости и слабости, присущие его “родной” смежной сфере. Пока специалисты разберутся, что да как, уже могут возникнуть проблемы... Вот – пример из опыта нашей Республики: компания «Древпром», казалось бы, предлагала услуги по реструктуризации кредитов, и пока разобрались, в чем суть ее мошенничества, и сообщили в МВД, прошло девять месяцев. «Древпром» к тому времени «оказал» услуг на 35 млрд. рублей.

Да, конечно, такие риски есть, но все-таки постепенно происходит взаимообогащение способов работы. Банки получают новые технологии и каналы продаж, которых у них раньше не было, и новых специалистов, привно- сящих в банковскую сферу свои знания и практики. А потому, я думаю, этот процесс нельзя воспринимать как только позитивный или только негативный. Вопрос, скорее, заключается в управлении новыми рисками: смогут ли банковское сообщество и приходящие в него профессионалы правильно распознавать их и выстраивать оптимальные системы защиты?

А если взглянуть на все это с точки зрения бизнеса? Какие он видит новые модели угроз?

Такое понимание, к сожалению, всегда приходит после… В тот момент, когда технология только осваивается, весь комплекс рисков предусмотреть невозможно. Сначала просто тиражируется модель, которая прежде использовалась в другом виде бизнеса, потом приходит понимание того, что появились дополнительные риски и особенности, связанные с банковскими операциями, а уж затем специалисты начинают строить обнов- ленные системы защиты. Изначально стартапы достаточно уязвимы, а тем более – при вхождении в настолько сложную смежную сферу.

Total votes: 0

Другие статьи
Поделиться:
 
 
Комментарии в Facebook
 

Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.