Компетенции первой свежести

Аватар пользователя Sedov
Автор: Седов Олег, главный редактор BISA
(6)
()
Опубликовано в: ,

Объем знаний растет так стремительно, что мы, в сущности, глупеем каждое утро. На знаниях нужно ставить срок годности, как на молоке: не успел воспользоваться, и они испортились. Все, что можно делать в такой ситуации, – пробовать, ошибаться и не повторять одних и тех же ошибок.

На этом фоне эксперты-преподаватели, которые с порога аудитории козыряют своими титулами и регалиями, подтверждая их сертификатами CISM, COBIT5 Foundation, ISO 27001 и именуя себя CISA, CISM и CRISC, напоминают чернокнижников. Словно они – избранные, которые допущены в тайное сообщество и владеют секретными знаниями. Ни в коей мере не ставлю под сомнение полезность этих знаний и те усилия, которые потрачены на их получение, но когда к ИБ-профессионалам приходит такой преподаватель, на лицах слушателей частенько отражается уныние. Причина – простая: «Мы хотели бы учиться у практиков с большим опытом».

Но и при наличии такого опыта высокий уровень преподавания далеко не всегда гарантирован. Если говорить о крайностях, то одну из них олицетворяют практики с посредственным преподавательским уровнем. С ними частенько сталкиваются не только безопасники, но и, например, студенты-медики, стремящиеся получить коммерчески ориентированные специальности (такие как стоматолог или пластический хирург). Практикующие врачи, которые преподают им определенные дисциплины, подсознательно видят в этих студентах своих завтрашних конкурентов на рынке труда и заказов, а потому «недовешивают» знания. Но ведь самое глупое, что можно сделать, – попытаться остановить эволюцию.

Противоположный тип преподавателя и одновременно руководителя службы ИБ только на первый взгляд кажется мечтой студентов. Его опыт настолько обширен, его методы и средства решения проблем настолько недостижимы для большинства обучающихся, что в лучшем случае он останется непонятым и неуслышанным, а в худшем кто-нибудь попробует воспользоваться его советами и, не обладая таким же опытом, свернет себе шею.

Не стоит понимать мои слова как приговор возможности получения знаний у «настоящих экспертов». У каждого участника процесса обучения – свои интересы и потребности в компетенциях. Ну а компетенции в современных условиях означают способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач. Беда лишь в том, что критерии «успешности» весьма относительны, и в каждой конкретной ситуации они – свои.

А потому – думайте! В голове у каждого из нас информации гораздо больше, чем мы представляем, и дело – «за малым»: пробовать, учиться на собственных ошибках и постоянно развиваться, чтобы всегда оставаться носителями компетенций  первой свежести.

Оцените материал:
Total votes: 148
 
Комментарии в Facebook
 

Комментарии на сайте

Аватар пользователя riskmn

Для K Voitenko

Нет оборотной стороны - это заблуждение. Только у наивных тактические цели "живут" сами по себе. Именно в них и надо использовать оптимальные и координированные решения..... Причем "простые и житейские навыки " - это из другой оперы. Чем больше в игре простых решений, направленных на достижение стратегических целей, тем лучше. 

Теперь про "никто не вспомнит".... Вспомнят и "друзья" и "враги" и воспльзуются. Может в деревне это и сгодится, а в большой корпоративной драке - такие ошибки плохо кончаются. Конечно это от уровня вразов зависит. Если это "дети" - может и проскочит, если нет.....

Но, самое главное, что такие свои "косяки" каждый хорошо помнит сам. Тут уже от внутренней структуры человека зависит. если ты - барыга, уверен, что даже не заметишь. Если нормальный человек - это сожрет изнутри и никаких врагов не потребуется......

Какая же тут обратная сторона - никакой!!! 

up
8 users have voted.
Аватар пользователя riskmn

Олег, отличная статья.

Правильная и честная. Самозванцев развелось - "каждый суслик - агроном".

Мне жаль тех, кто приходят слушать именующих себя "экспертами по ИБ". Сколько времени у них идет в отвал!!! Они слушают такую ересь - приличных слов не хватает.

Самые аккуратные выбирают для себя ограниченную облась (пример - закон какой нибудь или освещение событий)  и очень успешно варятся в этом. Отлично и безвредно для окружающих (особенно подрастающего поколения). А вот опусы по "впариванию"  продуктови решений - это отдельная песня..... Ну все солисты...

Видишь - зацепило.....

Теперь как бы всю эту "пену" смыть....?  

up
8 users have voted.
Аватар пользователя Sedov

Михаил, спаибо за добрые слова! Ты знаешь, что мне важно твое мнение :-) Беда в другом - решения проблемы я не вижу :-( а почву для потратить время и деньги на пустое образование только удобряеется 

 

up
11 users have voted.
Аватар пользователя riskmn

Так кто будет решение искать если не ты? Остальные заняты устраиванием на рынке по впариванию того чего не надо тому кому не надо. Вот и стон идет, о проблнмах на рынке ИБ!!! Это логичные последствия.

Теперь что делать - только образовывать и не обманывать бизнес. Открыть им глаза на ИБ (вернее во что должна трансформироваться ИБ для бизнеса).

А все остальные, не к ночи будь помянуты, любители "поиска инсайдеров" и "поборников покапаться в протоколах передачи информации" - могут спокойно строем шагать и участвовать в тендерах для гос. поставок.

Надо с кому-нибудь из вендоров создать приличную школу для обучения нормальных специалистов безопасности для бизнеса. А преподавателей нормальных набрать по РФ можно. Они не лезут на передний край, но найти можно.

Вот как-то так.

up
5 users have voted.
Аватар пользователя Атаманов Геннадий

Ау, преподаватели! Вы где? Почему нет ни одного «ответа Чемберлену»?

Правда, прежде чем отвечать, хочу уточнить: о чём, вернее, о ком в статье идёт речь: о «преподавателях для ИБ-профессионалов» или о «преподавателях для студентов»? В разных частях статьи речь идёт о разных преподавателях. Ведь это – элементарная подмена понятий. Есть здесь кто-нибудь, кто не понимает, что «преподаватель для ИБ-профессионалов» и «преподаватель для студентов» - разные люди, решающие совершенно разные задачи и потому обладающие разными компетенциями? «Преподаватель для профессионалов» должен быть «носителем компетенций первой свежести», да и то не всегда. А «преподаватель для студентов» должен «сеять разумное, доброе, ВЕЧНОЕ».

Проблема с преподавание и преподавателями была есть и будет всегда и во всех отраслях знания. Будут преподавателям платить достойные зарплаты, будет и достойное преподавание. Только не сразу. Социальная система тоже имеет инерцию и иногда очень большую. А путь решения проблемы на поверхности – кардинальное изменение кадровой политики через кардинальное изменение законодательства.

up
11 users have voted.
Аватар пользователя riskmn

Геннадий - это бессмысленно. Тут главный принцип - "лучше помолчу, может за умного и не сойду, но не покажусь профаном".

Иненно об этом инфа в журнале.

Как у нас с преподаванием этой (ИБ в частности) дисциплины.

1. Нормативная база и взаимообтношения с регулятором - все отлично, там все понятно где смотреть и что искать - 8/10 (тонкости в правоприменении и прочее)

2. ИБ банков и прочих "зарегулированных" - 8/10 - там ничего не придумаешь, все накатывается сверху. В противном случае попадалово на деньги (RM - риски и менеджмент).

3. Вопросы общей теории - что такое, цели, предмет, концепции, стратегии и прочие "бумани" - 10/10 поскольку еще можно и "западный" опыт притянуть ("Большая четверка" и прочие консалтеры).

А дальше все - пустота. И тут самое интересное. Те, кого Вы призываете как "преподавателей" - просто продажники (продвигают в массы свои продукты и решения). Это "грязная" реклама и впаривание........

Выводы:

1. Теория и "нормативка с регуляторами" - максимум 20% от необходимых знаний для реального специалиста, работающего "в поле"!!! Вот где КАРАУЛ(((((((((( В смысле засада.  А остальные 80% беспардонно "заливают" все кому не лень, самопровозглашая себя экспертами (оказывается этого достаточно для проведения мастер-классов и ведения, как спикеров, конференций).

2. Оговорюсь, что есть исключения (банки и подобное).

Вот реальная картина, к сожалению:((((((((((((((.

up
6 users have voted.
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.