Компетенции первой свежести

Аватар пользователя Sedov
Автор: Седов Олег, главный редактор BISA
(6)
()
Опубликовано в: ,

Объем знаний растет так стремительно, что мы, в сущности, глупеем каждое утро. На знаниях нужно ставить срок годности, как на молоке: не успел воспользоваться, и они испортились. Все, что можно делать в такой ситуации, – пробовать, ошибаться и не повторять одних и тех же ошибок.

На этом фоне эксперты-преподаватели, которые с порога аудитории козыряют своими титулами и регалиями, подтверждая их сертификатами CISM, COBIT5 Foundation, ISO 27001 и именуя себя CISA, CISM и CRISC, напоминают чернокнижников. Словно они – избранные, которые допущены в тайное сообщество и владеют секретными знаниями. Ни в коей мере не ставлю под сомнение полезность этих знаний и те усилия, которые потрачены на их получение, но когда к ИБ-профессионалам приходит такой преподаватель, на лицах слушателей частенько отражается уныние. Причина – простая: «Мы хотели бы учиться у практиков с большим опытом».

Но и при наличии такого опыта высокий уровень преподавания далеко не всегда гарантирован. Если говорить о крайностях, то одну из них олицетворяют практики с посредственным преподавательским уровнем. С ними частенько сталкиваются не только безопасники, но и, например, студенты-медики, стремящиеся получить коммерчески ориентированные специальности (такие как стоматолог или пластический хирург). Практикующие врачи, которые преподают им определенные дисциплины, подсознательно видят в этих студентах своих завтрашних конкурентов на рынке труда и заказов, а потому «недовешивают» знания. Но ведь самое глупое, что можно сделать, – попытаться остановить эволюцию.

Противоположный тип преподавателя и одновременно руководителя службы ИБ только на первый взгляд кажется мечтой студентов. Его опыт настолько обширен, его методы и средства решения проблем настолько недостижимы для большинства обучающихся, что в лучшем случае он останется непонятым и неуслышанным, а в худшем кто-нибудь попробует воспользоваться его советами и, не обладая таким же опытом, свернет себе шею.

Не стоит понимать мои слова как приговор возможности получения знаний у «настоящих экспертов». У каждого участника процесса обучения – свои интересы и потребности в компетенциях. Ну а компетенции в современных условиях означают способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач. Беда лишь в том, что критерии «успешности» весьма относительны, и в каждой конкретной ситуации они – свои.

А потому – думайте! В голове у каждого из нас информации гораздо больше, чем мы представляем, и дело – «за малым»: пробовать, учиться на собственных ошибках и постоянно развиваться, чтобы всегда оставаться носителями компетенций  первой свежести.

Оцените материал:
Total votes: 104
 
Комментарии в Facebook
 

Комментарии на сайте

Аватар пользователя riskmn

Для K Voitenko

Нет оборотной стороны - это заблуждение. Только у наивных тактические цели "живут" сами по себе. Именно в них и надо использовать оптимальные и координированные решения..... Причем "простые и житейские навыки " - это из другой оперы. Чем больше в игре простых решений, направленных на достижение стратегических целей, тем лучше. 

Теперь про "никто не вспомнит".... Вспомнят и "друзья" и "враги" и воспльзуются. Может в деревне это и сгодится, а в большой корпоративной драке - такие ошибки плохо кончаются. Конечно это от уровня вразов зависит. Если это "дети" - может и проскочит, если нет.....

Но, самое главное, что такие свои "косяки" каждый хорошо помнит сам. Тут уже от внутренней структуры человека зависит. если ты - барыга, уверен, что даже не заметишь. Если нормальный человек - это сожрет изнутри и никаких врагов не потребуется......

Какая же тут обратная сторона - никакой!!! 

up
6 users have voted.
Аватар пользователя riskmn

Олег, отличная статья.

Правильная и честная. Самозванцев развелось - "каждый суслик - агроном".

Мне жаль тех, кто приходят слушать именующих себя "экспертами по ИБ". Сколько времени у них идет в отвал!!! Они слушают такую ересь - приличных слов не хватает.

Самые аккуратные выбирают для себя ограниченную облась (пример - закон какой нибудь или освещение событий)  и очень успешно варятся в этом. Отлично и безвредно для окружающих (особенно подрастающего поколения). А вот опусы по "впариванию"  продуктови решений - это отдельная песня..... Ну все солисты...

Видишь - зацепило.....

Теперь как бы всю эту "пену" смыть....?  

up
6 users have voted.
Аватар пользователя Sedov

Михаил, спаибо за добрые слова! Ты знаешь, что мне важно твое мнение :-) Беда в другом - решения проблемы я не вижу :-( а почву для потратить время и деньги на пустое образование только удобряеется 

 

up
7 users have voted.
Аватар пользователя riskmn

Так кто будет решение искать если не ты? Остальные заняты устраиванием на рынке по впариванию того чего не надо тому кому не надо. Вот и стон идет, о проблнмах на рынке ИБ!!! Это логичные последствия.

Теперь что делать - только образовывать и не обманывать бизнес. Открыть им глаза на ИБ (вернее во что должна трансформироваться ИБ для бизнеса).

А все остальные, не к ночи будь помянуты, любители "поиска инсайдеров" и "поборников покапаться в протоколах передачи информации" - могут спокойно строем шагать и участвовать в тендерах для гос. поставок.

Надо с кому-нибудь из вендоров создать приличную школу для обучения нормальных специалистов безопасности для бизнеса. А преподавателей нормальных набрать по РФ можно. Они не лезут на передний край, но найти можно.

Вот как-то так.

up
3 users have voted.
Аватар пользователя Атаманов Геннадий

Ау, преподаватели! Вы где? Почему нет ни одного «ответа Чемберлену»?

Правда, прежде чем отвечать, хочу уточнить: о чём, вернее, о ком в статье идёт речь: о «преподавателях для ИБ-профессионалов» или о «преподавателях для студентов»? В разных частях статьи речь идёт о разных преподавателях. Ведь это – элементарная подмена понятий. Есть здесь кто-нибудь, кто не понимает, что «преподаватель для ИБ-профессионалов» и «преподаватель для студентов» - разные люди, решающие совершенно разные задачи и потому обладающие разными компетенциями? «Преподаватель для профессионалов» должен быть «носителем компетенций первой свежести», да и то не всегда. А «преподаватель для студентов» должен «сеять разумное, доброе, ВЕЧНОЕ».

Проблема с преподавание и преподавателями была есть и будет всегда и во всех отраслях знания. Будут преподавателям платить достойные зарплаты, будет и достойное преподавание. Только не сразу. Социальная система тоже имеет инерцию и иногда очень большую. А путь решения проблемы на поверхности – кардинальное изменение кадровой политики через кардинальное изменение законодательства.

up
7 users have voted.
Аватар пользователя riskmn

Геннадий - это бессмысленно. Тут главный принцип - "лучше помолчу, может за умного и не сойду, но не покажусь профаном".

Иненно об этом инфа в журнале.

Как у нас с преподаванием этой (ИБ в частности) дисциплины.

1. Нормативная база и взаимообтношения с регулятором - все отлично, там все понятно где смотреть и что искать - 8/10 (тонкости в правоприменении и прочее)

2. ИБ банков и прочих "зарегулированных" - 8/10 - там ничего не придумаешь, все накатывается сверху. В противном случае попадалово на деньги (RM - риски и менеджмент).

3. Вопросы общей теории - что такое, цели, предмет, концепции, стратегии и прочие "бумани" - 10/10 поскольку еще можно и "западный" опыт притянуть ("Большая четверка" и прочие консалтеры).

А дальше все - пустота. И тут самое интересное. Те, кого Вы призываете как "преподавателей" - просто продажники (продвигают в массы свои продукты и решения). Это "грязная" реклама и впаривание........

Выводы:

1. Теория и "нормативка с регуляторами" - максимум 20% от необходимых знаний для реального специалиста, работающего "в поле"!!! Вот где КАРАУЛ(((((((((( В смысле засада.  А остальные 80% беспардонно "заливают" все кому не лень, самопровозглашая себя экспертами (оказывается этого достаточно для проведения мастер-классов и ведения, как спикеров, конференций).

2. Оговорюсь, что есть исключения (банки и подобное).

Вот реальная картина, к сожалению:((((((((((((((.

up
4 users have voted.
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.