Когда мозги дороже мяса

Аватар пользователя Sedov
Автор: Седов Олег, главный редактор BISA

Когда мозги дороже мяса

В далеком 2000 г. я впервые близко столкнулся с азиатской культурой, на полтора месяца уехав на съемки в Китай. Надо сказать, сначала мне приходилось тяжко, так как я постоянно недоедал. А все потому, что не владел искусством «управления» палочками вместо столовых приборов. Пока я гонялся по общему блюду за креветкой, другие, более проворные, съедали все остальное. И так было до тех пор, пока вдруг не нашлась пластиковая одноразовая вилка, случайно прихваченная из самолета. Более близкое знакомство с Китаем и местной культурой укрепило во мне веру в то, что и в мировом экономическом пространстве люди, ловко управляющиеся с палочками для еды, оттесняют тех, кто использует ложки и вилки.

Прошло время, и появилось новое поколение мобильных гаджетов, изменивших мир до неузнаваемости. Некоторые увидели в этом триумф тех же китайцев, продолжающих оттачивать многовековое мастерство владения палочками, поскольку все новомодные гаджеты собираются в Китае или с использованием условно азиатских комплектующих. Однако новость заключается в том, что цена сборки и материалов, использованных в мобильных устройствах, по мнению экспертов, не превышает 3–7% стоимости изделия. Все остальное – интеллектуальный потенциал. Именно он является основой (причем стремительно растущей) и двигателем современной экономики. Поэтому в мировой экономике тех, кто ест палочками, с большим отрывом опережают те, кто едят руками и на ходу, – яйцеголовые стартаперы, увлеченные выводом на рынок нового сервиса, продукта или услуги.

Скорость и размах нынешней интеллектуальной революции не могут не поражать. Если сосчитать ученых, когда-либо живших на Земле, то обнаружится, что примерно 90% из них — наши современники. Когда американская армия воевала во Вьетнаме, только 15% военнослужащих закончили колледжи. Во время операции «Буря в пустыне» дипломы о высшем образовании имели уже 99, 3% солдат. Интеллект становится новым полем брани, и теперь целым странам и корпорациям может успешно противостоять отдельный человек. В результате мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, требующими от нас все больше знаний и компетенций.

 

Вопрос – уже не в том, нужно или не нужно меняться бизнесу и технологиям под давлением внешних обстоятельств. Вопрос – в том, чем будут продиктованы эти изменения, а следовательно, в какую сторону и как должны меняться мир, приоритеты бизнеса, ИТ и ИБ. Если ваш проект не соотносится с проблемами, потребностями и желаниями будущего, то будущее убьет его!

Было бы странно спорить с тем, что мир постоянно меняется. Это раньше какая-либо фирма могла иметь монополию на определенные знания в течение длительного времени. Это раньше компании имели возможность 20–30 лет глобально использовать свои конкурентные преимущества, что делало их уникальными. А сегодня знания мгновенно распространяются по всему миру. Однако приходится констатировать, что весь менеджмент по-прежнему сводится к достижению синергии от взаимодействия большого количества людей. Это свойство талантливого менеджмента непременно сохранится и в новой экономике, но претерпит изменения.

Решая, в принципе, одни и те же задачи, мы, как ни крути, все время крутимся вокруг трех целей – качество, деньги и время. Способы их достижения могут быть разными, но сейчас появляются принципиально новые возможности. Например, это возможность привлекать через Интернет именно тех специалистов, которые умеют что-то делать лучше всех прочих (скажем, есть руками на ходу). Задача сводится к тому, чтобы быстро их найти и договориться о сотрудничестве.

Кроме того, в будущих бизнес-моделях привлекает аутсорсинг идей. Когда приходится что-то делать, эта работа оказывается менее сложной, если известно, как именно ее нужно выполнять. Правда, зачастую не хватает интересных, неординарных идей того, что и как делать, а потому очень важен поиск таких идей и их «носителей».

Все эти изменения бизнес-форматов (как внутренних, так и внешних – партнерских) будут немыслимы без развития ИТ. А ИБ-службы станут эволюционировать вслед за технологиями. В противном случае они, как и «сырьевые» методы менеджмента, будут постоянно демонстрировать свою неэффективность в сверхмобильной и мегаподвижной бизнес-среде. И эта среда потребует обновленных компетенций от всего профессионального сообщества, невзирая ни на какие границы, поскольку у нулей и единиц нет национальностей и гражданства.

Оцените материал:
Total votes: 440
 
Комментарии в Facebook
 

Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.