За PHD 2014 псто #1

Аватар пользователя avetyan
Автор: Аветян Артем,
(0)
()
Опубликовано в:

Через две недели после мероприятия «надо» подумал я, тем паче, что люди надеялись и даже приглашалкою специальной одарили, мол вы батенька токмо пишите. Сразу хочу оговориться, что мероприятия такие я практически не посещаю, то есть совсем, ну по большому счету, это моя третья конфа, а на первой (Медсофт 2010) и второй (Инфобез 2013) я был спикером. Вот наконец попробовал себя в пассивной роли слушателя, хотя сказать что роль слушателя была такой уж пассивной нельзя: чего стоят только постоянные перебежки из зала в зал в погоне за «своей темой», но это плюс — только так можно затащить и гуманитария, и технаря Ибшника на одну конфу да так чтобы они еще и учились друг у друга.

Мой интерес как все-таки гуманитария был удовлетворен («все-таки» потому что математические олимпиады в багаже таки-имеются, это потом там какая-то фигня случилась и рожать стали женщины интерес пропал) главным образом за счет Курило и Ашманова.

Андрей Петрович, в том числе отвечая на мой вопрос, рассказал об основных проблемах информатизации отрасли, в которой на данный момент мне приходится трудиться — финансовые рынки. В целом его оценка, конечно, была более глобальной, нежели те проблемы с которыми сталкиваются конкретно регистраторы. Мы хоть и являемся фундаментом рынка ценных бумаг, наш сектор относительно далек от тех инфраструктурных задач, которые стоят перед институтами, обеспечивающими или непосредственно осуществляющими расчеты между участниками финансовых рынков и рынка ЦБ в частности, и которые поднимал в своем докладе и ответах на вопросы Андрей Петрович.

Меня интересовало конечно в первую очередь «а что с нами станет» - «с нами», это с профучастниками рынка ЦБ, «станет» - это в силу создания на базе центрального банка после присоединения к нему ФСФР так называемого мегарегулятора. Иными словами, как идет процесс распространения регулирования вопросов безопасности и защиты информации на новоиспеченных подопечных центрального банка, коими мы являемся. В первую очередь, Андрей Петрович отметил, что процесс присоединения ФСФР идет крайне сложно, но стратегически задача распространения регулирования ИБ стоит и в конце концов она будет решена ;)

Ниже привожу расшифровку ответа:
- Сейчас же решаются более частные, тактические задачи в этой области. На финансовых рынках вопрос безопасности выглядит несколько с иной стороны. Прежде всего там возникает оценка любого действия в этой сфере с точки зрения бизнеса и прибыли или сокращения издержек. Вот это вопрос номер один. Поэтому практически любой представитель бизнеса, который начинает внедрять ту или иную технологию, пытаясь реализовывать ту или иную технологию, сразу начинает говорить банальную вещь, вы ее знаете прекрасно: «Сколько это стоит и что я с этого буду иметь?. Извините, какая прибыль у меня будет с одного литра выкачиваемой условно «нефти», если я внедрю вот эту технологию или какая доля условно из тех денег которые я разместил на каком-то рынке, если я внедрю эту технологию». И там проблемы заключаются несколько в другом.

Вот тот доклад, вы можете с ним ознакомится на сайте аналитического центра «Форум», который занимается вопросами создания международного финансового центра в Российской Федерации. Там есть такая группа, была образована по электронному взаимодействию и результатом ее работы явился вот этот доклад [http://mfc-moscow.com/assets/files/progress/digital/doklad_digital_barriers.pdf]. И вот этот доклад он описывает собственно барьеры препятствующие внедрению цифровизации на финансовых рынках и доклад говорит совершенно ясно о некоторых вещах, которые создают проблемы. Ну проблема какая, ну сразу на взлет, так сказать, первую проблему я вам сказал, это психология, ментальные проблемы.

Вторая проблема — юридические проблемы. Юридически возникает достаточно много барьеров, препятствующих реализации эффективных технологий взаимодействия в электронном виде, на электронной базе. Ну например, мы обязаны вести реестры участников финансовых рынков, таких реестров 23, мы их ведем, но законом установлен приоритет бумажной базы данных перед электронным реестром. Поэтому то что вы видите на сайте Банка России если вы зайдете и посмотрите на реестры участников, это как бы только отражение бумажной базы данных. А чтобы вести этот реестр в электронном виде и базу данных в бумажном виде вести, вы понимаете, что нужно собрать огромное количество документов по каждому участнику, их обработать, принять решение, выдать лицензию соответствующую, поместить в реестр или потом отозвать его. И вот этот бумажный документооборот занимает, ни много ни мало, примерно полтора а может быть и два месяца. Если перевести этот документооборот в электронную форму, то тогда время принятия решения уменьшится примерно до недели, а может быть до нескольких дней. И вот скорость решения этой проблемы существенным образом улучшает функционирование, вот это как бы первая проблема. Возникает вопрос о безопасности? Возникает конечно. Необходимо применять средства электронной пописи? Конечно необходимо применять. Необходимо применять средства НСД? Да, механизм защиты от НСД надо применять, никто об этом не спорит, но это уже как бы есть инструменты способствующие бизнесу. Самая страшная проблема которая возникает — не проблема безопасности, а проблема разрыва в цепочке электронного взаимодействия. Если в какой-то точке, в какой-то организации вдруг от вас потребуют не электронный документ, а бумажный, это означает что все преимущества электронного взаимодействия, всей цифровизации, сводятся практически на нет, почти на сто процентов. У вас возникает бумажный документооборот в этой точке, архивы соответствующие, необходимость принятия решения, подписи всякие, потом опять преобразование документа в электронную форму и побежали дальше. Вот с этими вещами необходимо бороться, это существенно усложняет взаимодействие на финансовых рынках. Вот одна проблема.

Третья проблема. А как быть с нашими гражданами, нами всеми, которые являются в некотором смысле клиентами участников финансовых рынков? Мы клиенты страховых организации, мы клиенты пенсионных фондов к примеру, мы клиенты инвестиционных фондов и если мы имеем возможность электронным образом взаимодействовать с каждым страховым фондом, то тогда время принятия решения, время заключения договора страхового исчисляется двумя днями, это максимум, это все зависит от нашей расторопности, а в общем-то и быстрее может быть. А если вы эту технологию реализуете через бумажный документооборот, вы получаете тогда усложнение, обременение: вам нужно ножками туда лично прийти в этот страховой фонд, вам нужно лично предъявить свой паспорт чтобы на него посмотрели, и вот после этого, а вот живя в городе Москве мы прекрасно знаем что такое доехать до конкретной организации и сколько нужно времени потратить, за какое время это можно сделать. То есть вот такие вот механизмы, коллеги, они достаточно существенны оказываются, они и практическое значение имеют, но ими надо заниматься, вот так сказать мы в этом направлении и идем.


Ну это то что интересует меня, следующий вопрос был от дядьки из Гринатома (ИТ дочка Росатома, пришлось с ними повоевать по зиме:) ) за ужесточение требований по ИБ к банкам, работающим с госструктурами... за них смотрите запись секции на сайте сами ;) Выступление А.П. Курило с 12:31 по 12:49 трансляция из конференц-зала http://www.phdays.ru/broadcast/

Продолжение следует..? Да, наверное, да.

Оцените материал:
Total votes: 276
 
Комментарии в Facebook
 

Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.