Правовые особенности работы Marketplace в России

Екатерина Денисенко, юрист

Постоянно говорится о том, что на стороне ИБ фокусируется все больше новых, непрофильных задач. Однако управление рисками сложно отнести к таковым задачам, поскольку сейчас редкий бизнес не представлен Интернет-проектами, реализуемыми путем информационного обмена. А управление рисками бизнеса тесно связано с задачами ИБ и соответствующими юридическими тонкостями.

Особенностью работы торговых Интернет-площадок, таких как Яндекс.Маркет, ebBay или Aliexpress, является то, что они не являются продавцами товаров или исполнителями услуг, но помогают их подбирать, предоставляя информацию о наличии товара/услуги у конкретного продавца. Данная особенность, с одной стороны, создает дополнительные риски, а с другой, снимает некоторые риски, присущие классическим Интернет-магазинам.

Подстелить соломку

На Интернет-площадки не распространяется действие Закона РФ о защите прав потребителей, поскольку законодательство регулирует лишь возмездные отношения, а в данном случае речь обычно идет о безвозмездных гражданско-правовых договорах. Если же Интернет-сервис предусматривает часть платных услуг, то желательно выделить их в отдельный блок, чтобы условия этого Закона не распространились на весь сервис.

Одним из часто возникающих правовых вопросов, связанных с работой Интернет-площадок, является контроль над размещением конечными продавцами сведений о контрафакте, так как это – прямой риск для Marketplace. Вся информация, фигурирующая на площадке, может рассматриваться как реклама. Соответственно, ее владелец выступает в качестве рекламораспространителя и может быть привлечен к ответственности, наряду с рекламодателем-продавцом, за распространение недобросовестной и/или недостоверной рекламы. Рекламораспространителю запрещено размещать рекламу, содержащую товарные знаки, права на которые не предоставлены рекламодателю надлежащим образом. Если на вашей площадке появляется объявление о продаже кроссовок «Абибас» с изображением до боли знакомого трилистника, в вашу дверь могут постучать сотрудники правоохранительных органов.

Статья 14.3 КоАП РФ предусматривает штраф до 500 тыс. руб. за нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе. При определении лиц, подлежащих привлечению к ответственности, нужно принимать во внимание следующее. Рекламодатель, согласно ст.13 Закона о рекламе, должен предоставлять рекламораспространителю сведения о соответствии рекламы требованиям этого Закона в случае предъявления такого требования рекламораспространителем. В свою очередь, последний обязан принимать разумные меры для недопущения распространения недобросовестной и/или недостоверной рекламы.

Рекламораспространитель может быть привлечен к ответственности наряду с рекламодателем за распространение такой рекламы, если он не запрашивал указанные сведения либо, не получив их после запроса, все же не отказался от размещения рекламы. Кроме того, привлечение к ответственности возможно, если при проверке предоставленных ему сведений на предмет их соответствия фактическим обстоятельствам (например, сертификата на товар – объекту рекламирования, сведений о государственной регистрации – лицу, предоставившему эти сведения) он не проявил должной осмотрительности (Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе»).

Владелец Интернет-площадки, желающий обезопасить себя от привлечения к ответственности, должен учитывать все эти законодательные тонкости. Например, запросите у продавца подтверждение его прав на использование конкретного товарного знака – пусть хоть дорисовывает документы в Photoshop и потом сам за это отвечает.

Реклама как «интеллектуальный» продукт

Рекламные баннеры (картинка или видеоряд) – это тоже результаты интеллектуальной деятельности (РИД) дизайнеров, художников, авторов слоганов и др. Соответственно, права на размещение на Интернет-площадках результатов их работы должны быть переданы надлежащим образом. В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование РИД. Отсутствие запрета не считается согласием/разрешением.

Если рекламодатель самостоятельно разрабатывает рекламу, а Интернет-площадка размещает готовые баннеры, невозможно отследить авторство. Однако в договоре с конечным продавцом можно установить, что ответственность за нарушение прав на РИД лежит на рекламодателе, предоставившем материалы для рекламы. Также в договоре можно предусмотреть обязанность рекламодателя возместить убытки рекламораспространителя, вызванные предоставлением материалов без надлежащего оформления прав на РИД. В противном случае именно заказчика можно будет привлечь к ответственности:

  • гражданско-правовой по ст. 1252 ГК РФ – штраф до 5 млн руб.;
  • административной по ст. 7.12 КоАП РФ – до 40 тыс. руб.;
  • уголовной по ст. 146 УК РФ – до 6 лет лишения свободы.

При проработке договорных отношений между Интернет-площадкой и конечными продавцами актуальны следующие рекомендации. В договоре (оферте) на оказание услуг Интернет-площадки необходимо указать, что рекламодатель:

  • обладает авторскими правами на макет рекламы/рекламный видеоряд;
  • обязуется возместить убытки рекламораспространителя, вызванные нарушением рекламодателем авторских и иных прав на РИД третьих лиц;
  • обладает достаточным объемом прав на использование товарных знаков в рекламных целях и получил на то согласие правообладателя;
  • обязуется возместить убытки рекламораспространителя, вызванные несоблюдением рекламодателем предыдущего условия;
  • гарантирует, что реклама является достоверной, добросовестной, соответствует требованиям законодательства РФ, и обязуется возместить любые убытки рекламораспространителя, связанные с несоблюдением данного требования.

В свою очередь, рекламораспространитель должен запрашивать у рекламодателя документы, подтверждающие его права на использование в рекламе тех или иных товарных знаков и на реализацию товаров.

Наказание за незнание

Владельцы Интернет-площадок часто не догадываются о том, что являются операторами по обработке ПДн. Они считают, что «просто собирают имена и телефоны». Однако для признания площадки оператором по обработке ПДн достаточно разместить на ней формы сбора таких сведений (не считается сбором ПДн получение e-mail и логина, поскольку, в соответствии с нормативной базой, этой информации недостаточно для идентификации гражданина). При нарушении владельцами Интернет-площадок требований закона возникает риск их привлечения к ответственности.

Для законной обработки ПДн необходимо получить вполне конкретное и сознательное согласие на это субъекта ПДн. Оно может быть дано субъектом ПДн или его представителем в любой форме, позволяющей подтвердить факт его получения, – наиболее часто применяется дисклеймер, в котором пользователь проставляет галочку напротив фразы «Даю согласие на обработку моих ПДн».

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ № 152 компания обязана уведомить об обработке ею ПДн уполномоченный орган, Роскомнадзор (встать в нем на учет как оператор по обработке ПДн), заполнив соответствующую форму на его сайте. К этому моменту Интернет-площадка уже должна располагать полным пакетом документов по обработке ПДн. После отправки электронной формы уведомления следует распечатать ее pdf-версию, подписать у директора компании, поставить печать и направить документ в Роскомнадзор почтовым отправлением (заказным с уведомлением). Только после принятия Роскомнадзором решения о внесении организации в реестр операторов по обработке ПДн можно будет приступить к сбору таких данных.

Еще один важный момент. Евросоюз принял закон, регламентирующий порядок обработки ПДн европейских граждан (General Data Protection Regulation). До его вступления в силу 25 мая 2018 г. осталось почти 2 года, и за это время все компании, задействованные в обработке ПДн европейских граждан, должны обеспечить соответствие своей деятельности требованиям российских и европейских законов. Штрафы «за несоответствие» (не только за утечку ПДн, но и за иные нарушения) впечатляют: 20 млн евро или 4% оборота компании. Пока неясно, как европейские блюстители закона будут привлекать к ответственности российские предприятия, но выяснять это на личном опыте не стоит.

Этот опасный клиринг

В начале работы многих Интернет-площадок у их владельцев возникает идея аккумуляции всех полученных за товары/услуги денег на своих счетах: тогда можно выступать в качестве гаранта в отношениях между продавцом и покупателем, передавать платеж поставщику только после подтверждения получателем получения товара/услуги.

Однако такая активность может быть признана незаконным осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, что, по УК РФ, грозит 6 годами лишения свободы. ЦБ РФ может расценить ее как клиринговую деятельность (ФЗ от 07.02.2011г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»). Клиринг представляет собой обособленную часть сделки, состоящую в вычислении взаимных обязательств сторон и установлении того, в какие сроки эти обязательства необходимо выполнить. Согласно ФЗ от 27.06.2011 г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе», платежный клиринговый центр обеспечивает прием к исполнению распоряжений участников платежной системы о переводе денежных средств и выполнении иных действий, предусмотренных 161-ФЗ.

Дабы не вызывать ненужные подозрения у ЦБ РФ и не рисковать привлечением к ответственности, лучше не брать на себя денежные функции «гаранта». Если же ваша концепция подразумевает применение схемы взаимозачетов денежных обязательств пользователей Интернет-сервиса, то лучше привлечь к ее реализации банковскую/небанковскую кредитную организацию. Это потребует существенных денежных затрат (часть комиссии придется отдать банку), но избавит от риска посещения не столь отдаленных мест.

Тэги: 
Оцените материал:
Total votes: 28

Другие статьи
Поделиться:
 
 
Комментарии в Facebook
 

Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите кнопку «Сообщить об ошибке», чтобы отправить сообщение. Вы также можете добавить комментарий.